Москва, 28 мая 2004 года. В четверг Соединенные Штаты и Россия сделали первый шаг в своей новой программе снижения риска того, что слабо охраняемые ядерные материалы в научно-исследовательских учреждениях попадут в руки террористов.
"Это позволит снизить угрозу терроризма и предотвратить распространение оружейного урана", - заявил репортерам после подписания двустороннего соглашения с российскими официальными лицами министр энергетики США Спенсер Абрахам (Spencer Abraham). В соответствии с планом, Соединенные Штаты и другие страны заплатят за то, что более десятка стран возвратят полученные ими от России ядерные материалы обратно россиянам.
Соглашением предусмотрено, что все неиспользованное высоко обогащенное урановое топливо оружейного качества, которое было получено от России, к концу следующего года будет ей возвращено. Отработанное топливо будет возвращено в Россию до 2010 года, сказал Абрахам.
Глава российского Агентства по атомной энергии Александр Румянцев, который тоже подписал это соглашение, назвал его "очень важным событием, потому что мы знаем, как следует обращаться с облученным топливом", и потому что "в этом событии нашло отражение наше сотрудничество с Соединенными Штатами".
Эта программа является частью стоящих 450 млн. долл. США усилий, о которых объявил Абрахам в Вене в среду, и в соответствии с которыми Вашингтон и Москва постараются вернуть обратно ядерные материалы с иностранных исследовательских реакторов. Согласно некоторым первоначальным сообщениям, топливо российского производства будет направляться в Соединенные Штаты.
Топливо, произведенное в Соединенных Штатах, как ожидают, будет возвращено в течение десятилетия, сказал Абрахам. Планами предусматривается вернуть назад в первую очередь самый опасный материал.
И Соединенные Штаты, и Россия обладают возможностями для переработки материалов в менее опасные формы и хранения их в более безопасных условиях, чем те, которые существуют в иностранных исследовательских центрах.
Ядерные бомбы можно изготовить из высоко обогащенного урана оружейного качества или из плутония, который можно извлекать из отработанного топлива.
Материалы, на которых фокусируется данная программа, могут также быть использованы для изготовления так называемых "грязных бомб", в которых заряд обычной взрывчатки используется для рассеивания на местности радиоактивных материалов.
Хотя на долю высоко радиоактивных материалов в исследовательских учреждениях всего мира приходится лишь малая толика ядерных материалов, они вызывают особую озабоченность, поскольку многие объекты слабо охраняются.
Некоторые российские эксперты говорят, что американо-российское соглашение является всего лишь скромным шагом к снижению рисков.
Пройдет много лет, прежде чем все материалы будут возвращены в Россию или в Соединенные Штаты, говорят они, а на атомных электростанциях запасы радиоактивных материалов куда больше, чем в исследовательских учреждениях.
"Это очень хороший шаг, но проблема в том, что его следовало сделать давным-давно", - сказал Алексей Яблоков, президент московской аналитической организации "Центр экологической политики России".
В последние полвека Соединенные Штаты экспортировали около 11 тыс. т урана, и представляется, что Россия также отправила заграницу несколько тысяч тонн, сказал Яблоков, который является одним из ведущих российских защитников окружающей среды. Значительная часть бесследно исчезла, говорит он.
"В принципе это очень хорошая идея собрать все отработанное ядерное топливо, которое разошлось по всему миру, но это также и невыполнимая задача, - сказал Яблоков. - Огромное количество этого топлива в различных уголках земного шара найти не удастся. Атомные электростанции в различных странах будут и дальше являться мощным источником ядерного материала оружейного качества".
По этим причинам американо-российское соглашение о топливе для исследовательских реакторов является "скорее политическим, нежели практическим шагом", сказал он.
Абрахам тоже делал намеки на политическую важность соглашения.
"Сегодняшнее соглашение представляет первый важный шаг, - сказал он. - Я с нетерпением ожидаю стабильного укрепления связей между нашими странами, когда мы вместе станем работать в интересах снижения угрозы терроризма и уязвимости от ядерных и радиологических материалов во всем мире".
Яблоков сказал, что "многие тонны ядерных материалов затерялись где-то на планете. А ведь для того чтобы сделать "работоспособную и мощную ядерную бомбу", нужно менее 200 фунтов (1 фунт = 0,453592 кг) оружейного урана, в то время как для изготовления "грязной бомбы" нужно менее четверти фунта не особенно высоко обогащенного материала, сказал он.