30 мая 2004 года. В годы "холодной войны" Соединенные Штаты и Советский Союз в рамках программы "Мирный атом" (Atoms for Peace) активно экспортировали ядерные материалы в дружественные зарубежные страны. Оправданием для них служило то, что они помогают расширять использование атомной энергии в мирных целях. А сегодня США и Россия пытаются реанимировать свои усилия по возвращению обратно урана прежде, чем террористы взорвут "грязную бомбу" в каком-нибудь крупном городе.
В четверг министр энергетики США Спенсер Абрахам (Spencer Abraham) подписал с Россией соглашение о выделении 450 млн. долл. США на программу возвращения обратно ядерных материалов. Это соглашение последовало за целым шквалом новых предостережений об опасности терроризма от государственного департамента США.
Информация о вкладе в глобальный ядерный "черный рынок" главного пакистанского ученого-ядерщика Абдул Кадир Хана (Abdul Qadeer Khan) подтолкнула администрацию США к тому, чтобы реанимировать свои отстающие от графика усилия по нераспространению ядерного оружия. В выступлении от 11 февраля с.г. президент Буш-младший (George W. Bush) предостерег, что "отдельные террористические группировки и террористические государства ведут гонку за обладание оружием массового поражения (ОМП), гонку, которую они должны проиграть".
Однако, согласно попавшему в редакцию газеты "The Washington Post" докладу о результатах нового исследования Гарвардского университета, для предотвращения распространения ОМП делается недостаточно. За 2 года после нападений террористов на Америку 11 сентября 2001 года была повышена физическая защищенность меньшего количества делящихся материалов, чем за 2 года до этих событий. Источниками делящихся материалов для изготовления атомного боеприпаса могут стать более 40 стран мира. США с 1992 года потратили миллиарды долларов на повышение безопасности хранения ядерных материалов, однако выполнение многих программ в России тормозится из-за бюрократических пререканий. По свидетельству Главного бюджетно-контрольного управления США, во многих российских ядерных лабораториях не принимаются даже примитивные меры по защите опасных материалов от воров. Более того, собственные аудиторы министерства энергетики США в феврале предостерегли, что значительные объемы произведенного здесь, в Америке, урана находятся "вне контроля США".
В соглашении, подписанном г-ном Абрахамом, сказано, что США вернут обратно те радиоактивные материалы, которые они отправили за рубеж, и что они выделят 100 млн. долл. на помощь аналогичным усилиям России. Согласно заявлению министра по атомной энергии России Александра Румянцева, Москва вывезет уран с 20 ядерных реакторов, которые были построены Советским Союзом и Россией в 17 странах мира. Россия также обещает не завершать строительство атомной электростанции в районе иранского города Бушер (Bushehr) без получения гарантий, что отработанное топливо будет возвращено в Москву.
Хотя инициативу г-на Абрахама следует приветствовать, администрация Буша-младшего по-прежнему растрачивает более крупные денежные суммы на систему противоракетной обороны (ПРО), призванную защитить страну от ракетных атак государств-изгоев или террористов. На 2005 год администрация запросила более 10 млрд. долл., то есть примерно в 22 раза больше, чем планируется истратить на предложенную министерством энергетики США программу. Однако большинство экспертов сходятся во мнении, что такие группировки, как "Аль-Каида", с гораздо большей вероятностью изготовят не ядерные ракеты, а "грязные бомбы". Более целесообразно расходовать деньги на предотвращение попадания ядерных материалов в руки террористов, нежели тратить миллиарды на систему ПРО, которая пока что смогла пройти лишь подстроенную проверку.
Инициатива г-на Абрахама заслуживает похвалы как отвечающая критерию "стоимость-эффективность" программа борьбы с насущной опасностью. Противоракетная оборона, с другой стороны, доказала свою эффективность как источник прибылей для оборонной промышленности.