Во время своего первого президентского срока Владимир Путин использовал свою власть, популярность и связи со спецслужбами для надежного подавления политической оппозиции. За четыре года правления он сумел ослабить независимые средства массовой информации, особенно широковещательные, поколебать беспристрастность избирательного процесса, максимально ослабить влияние оппозиционных партий в российском парламенте.
В своем ежегодном выступлении перед Федеральным Собранием на прошлой неделе российский президент намекнул, что во время второго срока правления он может избрать новую мишень - неправительственные организации: группы защиты прав человека, благотворительные фонды и союзы - которые представляют собой последние осколки гражданского общества, мощно заявившего о себе в конце 80-х, когда стала разваливаться советская тоталитарная система. Президент обвинил эти организации в "игнорировании острых проблем страны" и сказал, что вместо "ориентирования на интересы людей" они зачастую больше заинтересованы "вопросами получения средств от влиятельных иностранных и местных фондов и инвесторов".
Намерения президента не ясны. Одни подумали, что Путин имел в виду благотворительные фонды, созданные некоторыми богатыми российскими бизнесменами, включая бывшего генерального директора нефтяной компании "Юкос" Михаила Ходорковского, который в ожидании суда находится в тюрьме, и чей арест явно носит политическую подоплеку. Другие подумали, что милиция всей страны может понять данную угрозу как указание к действиям и начать запугивание любых групп и организаций, выступающих с критикой против сложившегося положения вещей, против правительства, или получающих денежные средства из-за рубежа.
Да органам правопорядка и не нужно особых указаний: запутанные законы и сложные налоговые правила и без того уже давно затрудняют функционирование в России неправительственных организаций. К таким организациям относятся группы от "Мемориала", специализирующегося на исследовании советской истории и защите прав человека, до экологических и антиядерных объединений, которым все труднее даже получить официальные регистрационные документы, необходимые для открытия банковских счетов и аренды служебных помещений. Некоторое время назад сотрудники ФСБ, преемника бывшего КГБ, начали тихое преследование многих научных и правозащитных организаций, принимающих финансирование от Запада.
К сожалению, все эти действия отнюдь не способствуют созданию "безопасной, комфортной и стабильной жизни", которую Путин хочет обеспечить россиянам, судя по его выступлению; они также не помогут привести к экономическим успехам, которых хочет добиться российский президент.
Владимир Путин может сколько угодно говорить об экономических свободах. Однако базовые проблемы российской экономики - коррупцию, протекционизм, привычки бывшей советской бюрократии - нельзя искоренить без большей открытости и информирования широкой общественности. А это могут обеспечить только независимые организации.