Вашингтон, 31 мая 2004 года. Вот уже многие месяцы страхи, связанные с нападениями террористов на крупные нефтяные объекты, способствуют устойчивому росту цен на сырую нефть и бензин. И вот теперь, в момент, когда цены только начали снижаться после подъема на рекордную отметку, смертоносная атака на один из самых жизненно важных центров нефтяной индустрии снова подняла озабоченность на еще большую высоту.
Нападение с взятием заложников в городе Хобар, Саудовская Аравия, в конце прошедшей недели было направлено скорее против обитателей жилого комплекса, нежели против нефтеперегонных заводов, нефтяных терминалов и нефтепроводов, а поэтому оно не оказало прямого воздействия на поставки нефти. Но, как заявили вчера аналитики, оно продемонстрировало, что воинствующие исламисты способны наносить удары в самое сердце нефтеносного региона этого королевства, и, следовательно, это не может не вызвать усиления озабоченности по поводу уязвимости и без того уже напряженных мировых рынков от нарушений поставок нефти.
Что касается физического процесса поставок нефти, на нем это никак не отразилось, - сказал Фарид Мохамеди (Fareed Mohamedi), главный экономист вашингтонской консультационной фирмы "PFC Energy". - Однако с психологической точки зрения это, как раз, подтверждает невероятные страхи рынка. Это реалия, а не пустые разговоры. . . И это главная нефтяная артерия. Это эпицентр".
Это было не только второе за месяц нападение на западных рабочих, работающих в нефтяной индустрии Саудовской Аравии, но, в отличие от предыдущего эпизода, который произошел неподалеку от нефтехимического комплекса на Красном море, нынешний эпизод произошел в восточной части страны, через которую проходит большинство нефтепроводов, доставляющих нефть к плотной сети нефтеперегонных заводов и экспортных терминалов в Персидском заливе. Этот случай тем более тревожен, если учесть, что Саудовская Аравия в настоящее время является единственной страной, у которой есть достаточно большие резервные производственные мощности. Нефтяные скважины и нефтеперерабатывающие заводы почти повсюду в мире работают на полную мощность, чтобы удовлетворить растущие глобальные потребности.
"Тот факт, что нападений было два за один месяц, заставляет предположить, что мы имеем дело с целенаправленными действиями террористов против нефтяных объектов, - сказал Саймон Уорделл (Simon Wardell), старший аналитик энергетических проблем в Исследовательском центре мировых рынков (World Markets Research Center) в Лондоне. - А поэтому это нападение обязательно увеличит элемент риска, а также и дополнительную надбавку к ценам на тот случай, если случится что-то плохое. А если в Саудовской Аравии действительно произойдет что-то очень плохое, это может вызвать настоящую нехватку нефти и бензина".
Данное нападение случилось в то время, когда Саудовская Аравия обещала использовать свои большие производственные мощности для снижения цен, поскольку существуют опасения что безудержный рост цен на энергоносители может помешать глобальному экономическому развитию. Ранее в этом месяце, когда мировая цена на сырую нефть подскочила к отметке 42 долл. США за баррель (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,78-158,95 л), саудовские официальные лица объявили, что немедленно увеличат добычу нефти с нынешних 8,5 до примерно 9 млн. баррелей в сутки и станут наращивать объемы добычи и дальше, до уровня, которого потребует рынок.
Саудовцы - единственные в Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК), кто способен давать подобные обещания. Хотя это королевство уже не является крупнейшим мировым нефтедобытчиком - этот титул сегодня принадлежит России - оно располагает примерно четвертью мировых запасов и, в отличие от России, где буровые установки качают столько нефти, сколько способны, саудовцы утверждают, что могут легко нарастить добычу нефти до 10,5 млн. баррелей в сутки или даже больше. Базируясь на ожидании, что на запланированной на четверг очередной встрече ОПЕК саудовцам удастся преодолеть возражения других стран, цена сырой нефти на прошлой неделе упала до 39 долл. США за баррель.
"Признаки того, что на рынки станет поступать больше нефти, уже начинали успокаивать рынок, но нынешнее нападение снова повысило ощущение риска и нервозность обстановки, которая в большой мере повинна в том, что цена на нефть превысила 40 долл. за баррель", - сказал Дэниель Ергин (Daniel Yergin), президент ассоциации исследователей энергетических проблем в Кэмбриджском университете.
В более длительной перспективе серьезной неизвестной величиной является то, сколько из многих тысяч иностранных рабочих, работающих в Саудовской Аравии, почувствуют, что должны оттуда уехать. Саудовцы не так сильно зависимы от иностранного опыта, как 25 лет назад; они использовали свое богатство, чтобы создать систему университетов, которая уже выпустила много инженеров-нефтяников, а поэтому "они гораздо лучше подготовлены к тому, чтобы работать с меньшим числом иностранцев", сказал Филип Верлегер (Philip Verleger), специалист по энергетике в Институте мировой экономики.
По этой и другим причинам, сказал Верлегер, совершенное в конце прошедшей недели нападение может привести лишь к кратковременному резкому скачку цен. Саудовцы "встроили в свою систему достаточно резервных элементов", сказал он, и потому в случае выхода из строя одного какого-то объекта могут быть быстро задействованы другие. Более того, значительную часть недавнего роста цен следует отнести на счет нехватки мощностей по переработке нефти, и, если будет создаваться впечатление, что сегодня, в разгар автомобильного сезона, американцы, потребляют меньше бензина, чем ожидалось, цены на бензин поползут вниз, увлекая за собой цены на сырую нефть, возможно, до 35-долларовой отметки, предсказал Верлегер.
Однако другие эксперты были не столь оптимистичными. "Больше всего боятся, что кто-нибудь направит грузовик, или лодку, или небольшой самолет в уязвимое место", например, в нефтеперегонный завод, сказал Майкл Линч (Michael Lynch), президент Центра энергетических и экономических исследований (Strategic Energy and Economic Research), который подсчитал, что в последующую пару дней цены за баррель нефти подскочат сразу на 3-5 долл., и только потом начнут снижаться. "Хотя маловероятно, что поставки упадут значительно, даже незначительное их сокращение неблагоприятно отразится на рынке, потому что он сейчас и без того уже напряжен".