Он или пошел на принцип или же проявил заносчивость: с июня 2003 года все указывало на то, что второй по величине российский нефтяной концерн ЮКОС попал вместе со своим шефом на мушку. Самый богатый человек России должен был догадываться, что его ожидало. Это подтверждает также реакция на арест 25-го октября, который осуществляли сотрудники подразделения специального назначения: 'Хорошо, пойдемте!', - сказал Ходорковский односложно. 40-летний Ходорковский оказался в следственной тюрьме. В России встал щекотливый вопрос: что делать с теми, кто в 90-е годы присвоил себе сомнительным способом и по бросовым ценам громадное состояние и большую власть в государстве, - с олигархами?
Запутанная игра
Разумеется, вряд ли Ходорковский предполагал, что придется пережить нефтяной компании. Тут не состоялось слияние с 'Сибнефтью'. Там заморожено состояние, в результате чего концерн оказывается несостоятельным. А там - требование российских органов о доплате за 2000 год налогов в размере 99,4 млрд. рублей (2,8 млрд. евро), вопреки выводам надзорных учреждений.
Органы власти заставили плыть вниз по течению абсолютно здоровое предприятие: банки-кредиторы больше не скрывают своей паники, агентство 'Standard & Poor's' снижает рейтинг кредитоспособности. 'Если налоговые органы продолжат свои действия, мы с большой вероятностью можем обанкротиться еще до конца года', - заявил представитель ЮКОСа.
Требования
Действия органов власти делают все более очевидным, что ЮКОС будет уничтожен, если крупные акционеры не отдадут свои акции. 'Мы только начали выдвигать наши требования', - сказал недавно министр финансов Алексей Кудрин.
В связи с чем эти нападки? Использование налоговых оазисов, которое вменяется в вину ЮКОСу, является, 'конечно, легальным, но незаконным', - сказал президент Владимир Путин. Подобно Ходорковскому, обвиняемому в мошенничестве и в уклонении от уплаты налогов, поступали, разумеется, все крупные предприниматели.
'Не вмешивайтесь в политику', - предостерегал Путин несколько лет назад, когда олигархи хотели задавать тон. Ходорковский, видимо, преступил черту, когда в прошлом году торпедировал через своих людей в Думе все попытки повысить налоги на нефтяную промышленность и стал финансировать новое лобби для выборов в декабре.
Схватка за перераспределение
На независимую юстицию Ходорковский может не надеяться. Поэтому позиционицировать олигарха в качестве диссидента значит, говорить больше о солидной работе с общественностью, а не правду. Существенными являются сомнения относительно безопасности бизнеса, а также в том, что другие предприниматели, последовавшие примеру транспарентности Ходорковского, снова уйдут в себя.
То, что за этим стоит цель рационализации, дело не решенное. Речь, вероятнее всего, идет о дальнейшем перераспределении собственности как раз в пользу тех, кто до сих пор недостаточно откусил от пирога. Политолог Андрей Пионтковский говорит: 'Борьба с олигархами - это борьба долларовых миллионеров с долларовыми миллиардерами'.
Процесс откладывается
Процесс перенесен на пятницу 8-е июня. Суд, тем самым, последовал ходатайству Министерства по налогам, сказал в прошедшую пятницу защитник Ходорковского Антон Дрель. Министерству потребовалось больше времени для изучения судебного заключения, занимающего 350 страниц.