Европа, наконец, встряхнулась. После долгой и удушливой рецессии, затронувшей большинство стран Европейского союза, там начинается рост. Ожидаемое в этом году увеличение промышленного производства на 2,5% не назовешь особенно выдающимся, но это будет самый высокий показатель за последние пять лет - а возможно и предвестник того, что дальше дела пойдут еще лучше. Одновременно, 1 мая политическим лидерам континента удалось успешно завершить процесс расширения Европейского союза, приняв в него 10 новых членов - в свое время такое казалось практически невозможным. После создания общего рынка и введения евро расширение 2004 г. стало, несомненно, крупнейшим достижением ЕС.
Циники, конечно, могут заявить, что нынешние благоприятные признаки скорее связаны с экономическим оздоровлением в США и инвестиционным бумом в Китае, а не с динамичным развитием самой Европы. В конце концов, утверждают они, правительства стран, составляющих 'ядро' зоны евро, судя по всему, по-прежнему не в состоянии осуществить решительный сдвиг в пользу политики, способствующей росту, хотя именно это многие из них и обещали.
Германская 'Повестка дня 2010' - программа, с такой помпой провозглашенная канцлером Герхардом Шредером в марте 2003 г. - оказалась фактически мертворожденной. Осуществленное французским президентом Жаком Шираком сокращение налогообложения не сопровождалось снижением государственных расходов. А недавние призывы Шредера и Ширака к поощрению 'чемпионов европейской промышленности', похоже, знаменуют собой возврат к государственному вмешательству в экономику по образцу 1970х гг.
Но в целом с циниками согласиться нельзя. В Европе в эти дни наблюдается по настоящему динамичное развитие - и его движущей силой являются выдающиеся корпоративные лидеры действующие чрезвычайно успешно. Конечно, усилиям главы BMW Хельмута Панке (Helmut Panke) способствовал и практически ненасытный спрос американских потребителей на машины типа 'BMW Mini'. Но подлинным ключом к успеху BMW являются управленческие способности Панке и его дотошное внимание к деталям производства и маркетинга. Макроэкономическими условиями не объяснишь и то, как преобразилась 'France Telecom' под руководством Тьерри Бретона (Thierry Breton), или успешное превращение Жаном Стефенном (Jean Stephenne) некогда скромной фирмы 'GlaxoSmithKline' (GSK) в крупнейшую в мире корпорацию по производству вакцин.
Эти менеджеры стали новым воплощением способности Европы воспринимать перемены. Они вошли в составленный 'Business Week' список 25 выдающихся лидеров - 'Звезды Европы 2004 г.'. Это довольно разношерстная группа мужчин и женщин: пионеров новых технологий, менеджеров, мыслителей. Их деятельность является лучшим доказательством - если в таких доказательствах вообще есть нужда - того, что Европа может и будет совершенствоваться.
Список Звезд этого года напоминает и о глубоких изменениях, происходящих в европейском бизнесе и политике. Речь идет об уходе в прошлое так называемого 'пост-послевоенного' поколения. В политике его представляют лидеры, чье взросление происходило в первые годы после второй мировой войны, например Ширак (ему 71 год), шестидесятилетний Шредер или шестидесятисемилетний премьер Италии Сильвио Берлускони. Эстафетную палочку у них перехватывают молодые лидеры вроде Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) во Франции. Сорокадевятилетний министр финансов Франции, с его неистощимой энергией и прагматическим подходом, олицетворяет собой новый политический стиль 'постсовременной' эпохи, практически полностью лишенный идеологических шор, характерных для Европы вчерашнего дня.
В деловом мире новое поколение умных, ориентированных на результат управленцев является надежной гарантией: хотя технологический 'мыльный пузырь' и лопнул, предпринимательский дух остается на высоте. Норвежец Йон фон Тецчнер (Jon von Tetzchner), глава 'Opera Software', доказывает, что в этой области высоких технологий фирма-'выскочка' с европейского континента способна успешно противостоять такому гиганту, как 'Microsoft Corp.' - да еще и делать на этом деньги. Швед Пелле Турнберг (Pelle Tornberg) превратил свою 'Metro International' (MTXBF.PK) в одну из самых новаторских и быстрорастущих медиа-групп в мире. Андреа Пенинфарина (Andrea Peninfarina) глава семейной фирмы 'Peninfarina Group' доказывает, что итальянское КБ, специализировавшееся по эксклюзивному дизайну, способно стать технологическим локомотивом, обслуживающим автомобильную промышленность всего мира.
По мере изменения географических контуров Европы, меняются и направления деятельности ее лучших умов. Вольфганг Руттенсторфер (Wolfgang Ruttenstorfer), глава австрийской энергетической компании OMV, быстро расширяет ее операции на весь Дунайский бассейн. Молодые российские предприниматели 'постолигархического' поколения вроде Рустама Тарико - пионера потребительского кредита в Москве - демонстрируют всему миру, что творческий дух Европы распространяется и за пределы границ ЕС. Конечно, от скептиков никуда не денешься. Но Европа, несомненно, вновь пришла в движение.
Джон Россант (John Rossant) из Парижа. В подготовке статьи принимали участие Джейсон Буш (Jason Bush), Керри Кейпел (Kerry Capell), Лора Кон (Laura Cohn), Гейл Эдмондсон (Gail Edmondson), Джек Юинг (Jack Ewing), Дэвид Фэйрлэмб (David Fairlamb), Кэрол Мэтлак (Carol Matlack), Стэнли Рид (Stanley Reed), Энди Рейнхардт (Andy Reinhardt) и Юлиана фон Реперт-Бисмарк (Juliana von Reppert-Bismarck).