'Handelsblatt': 'Газпром' важнейший концерн, что-то вроде государства в государстве. В каком направлении Вы будете развивать свое предприятие?
Миллер: 'Газпром' остается крупнейшим в мире газодобывающим концерном. И наша цель заключается в том, чтобы стать ведущим в мире вертикально интегрированным энергетическим концерном. С этой целью мы расширим рынки сбыта, диверсифицируем транспортные маршруты и сделаем большую ставку на новую продукцию: например, на увеличение производства сжиженного газа.
'Handelsblatt': 'Газпром' намерен занять место среди пяти крупнейших нефтяных концернов мира. Каким образом?
Миллер: До сих пор мы концентрировали свое внимание на добыче газа, нефть у нас пока на положении Золушки. Ситуация изменится. Мы еще в этом году примем четкие решения, которые позволят нам через четыре-пять лет значительно увеличить добычу нефти. Мы выйдем на рынок бензина и для этого увеличим производство с нынешних 10 миллионов до 40 миллионов тонн. С этой целью мы создадим свою собственную дочернюю компанию. Помимо этого мы создали совместно с российскими нефтяными компаниями 'Сургутнефтегаз' и 'Роснефть' консорциум с целью освоения новых больших месторождений нефти и природного газа в Восточной Сибири.
'Handelsblatt': Где будут находиться Ваши будущие рынки сбыта?
Миллер: Пока мы снабжаем только Европу и Турцию, теперь хотим завоевать рынки Юго-Восточной Азии и США. Этой цели служит запланированное производство сжиженного газа. США и Япония для нас пока недостижимы.
'Handelsblatt': Что означает это для структуры концерна?
Миллер: Мы проведем оптимизацию 'Газпрома' и превратим его в международный энергетический концерн мирового формата. С этой целью будут созданы также дочерние фирмы, которые займутся добычей и продажей нефти и конденсата или же производством и продажей сжиженного газа.
'Handelsblatt': Для этого Вам необходимы зарубежные партнеры. Однако схватка за нефтяной концерн ЮКОС вызывает у зарубежных инвесторов тревогу. Вы тоже беспокоитесь за инвестиционный климат в России?
Миллер: Нет. Я скорее наблюдаю на российском рынке динамику. Для нас как акционерного общества рынок ценных бумаг имеет, разумеется, очень большое значение. Но в долгосрочной перспективе я не вижу особенно негативных последствий. . .
'Handelsblatt': . . .хотя Ваш немецкий партнер концерн 'Eon' только что заявил, что он в настоящее время не заинтересован в дальнейшем присутствии в России?
Миллер: Несмотря на это, мы ведем с концернами 'Eon' и 'Ruhrgas' переговоры о перспективных проектах в области поставок природного газа.
'Handelsblatt': Для реализации новых проектов Вам необходима поддержка правительства. Вы долгое время работали вместе с президентом Путиным. Он рыночник или же авторитарно мыслящий человек?
Миллер: В своем Послании к Федеральному Собранию, с которым он выступил на прошлой неделе, президент ответил на все эти вопросы. Путин - человек слова и дела. Поскольку 'Газпром' является крупнейшей газодобывающей компанией России, то я, конечно, разговариваю с ним часто.
'Handelsblatt': Но Вы не являетесь его политическим советником?
Миллер: У меня слишком много работы на посту председателя правления 'Газпрома'. Я работаю зачастую с восьми утра до двух-трех часов утра следующего дня.
'Handelsblatt': Путин в своем Послании потребовал принятия быстрых решений относительно строительства новых нефте- и газопроводов. Вы поддерживаете это?
Миллер: Нашим приоритетом является запланированное строительство газопровода через Балтийское море в Германию, а затем в Англию. До сих пор мы транспортируем 80 процентов газа в Европу через территорию Украины. Сейчас мы ищем новые пути. Поэтому, что касается балтийского трубопровода, речь сегодня идет лишь о времени начала строительства. В этом году мы инвестируем 50 млрд. долларов США в проведение инженерных работ. Мы сформировали строительную дирекцию в Санкт-Петербурге и ведем переговоры со всеми потенциальными партнерами. Сейчас речь идет о времени начала строительства. Решение будет принято до конца года.
'Handelsblatt': Вы говорили о партнерах. Могут ли и должны ли участвовать в строительстве балтийского трубопровода европейские, немецкие фирмы?
Милер: Реализация проекта будет качественно новым этапом в сотрудничестве с нашими европейскими партнерами. Они могут стать акционерами трубопроводного консорциума. Здесь возможны два варианта: консорциум или несколько консорциумов для того или иного участка трассы, которые затем становятся частью холдинга. Интерес громадный, при этом немецкие партнеры проявляют наибольшую активность. Но заинтересованы также все традиционные европейские партнеры 'Газпрома'. Наши немецкие друзья уже сегодня активно занимаются вопросами маркетинга. А потом ведь еще пойдет речь о поставках оборудования и техники, необходимых для реализации проекта.
'Handelsblatt': Но почему в таком случае не подписан договор между 'Газпромом' и европейскими фирмами?
Миллер: Нам для этого сначала надо, как это уже имело место с Англией, подписать германо-российское межправительственное соглашение. Это имело бы важное значение для дальнейших переговоров.
'Handelsblatt': Вам нужно для финансирования проекта увеличивать акционерный капитал?
Миллер: Нет, это будет проектное финансирование. В увеличении капитала нет необходимости. Банки стоят в очередь, чтобы предоставлять нам кредиты. Мы заинтересованы в них, а не наоборот. Кроме того, мы предлагаем долгосрочные договора в качестве финансовых гарантий.
'Handelsblatt': В будущем возможность приобретать акции 'Газпрома', должны получить также иностранцы. Но перед этим государство должно увеличить свой пакет акций с 38,4 до 51 процента. Это осуществимо без увеличения акционерного капитала?
Миллер: Да, российское государство в будущем возьмет в свои руки акции, которые до сих пор держат дочерние акционерные общества 'Газпрома'. Но за эти акции государство, конечно, должно заплатить.
'Handelsblatt': Когда, наконец, будет разрешено держать акции иностранцам?
Миллер: Долго ждать им не придется. Необходима либерализация рынка акций 'Газпрома'. Нам нужен рынок ценных бумаг, - не поделенный, - и единая оценка стоимости 'Газпрома'. Стоимость 'Газпрома' благодаря либерализации заметно возрастет.
'Handelsblatt': Не один год идет дискуссия относительно реформирования, даже уничтожения 'Газпрома'. Что Вы думаете по этому поводу?
Миллер: 'Газпром' и далее будет оставаться вертикально интегрированной компанией, занимающейся разведкой, добычей, транспортировкой, хранением и продажами природного газа. Мы будем продолжать наращивать эти конкурентные преимущества.
'Handelsblatt': То есть, трубопроводная система из состава концерна 'Газпром' вычленена не будет?
Миллер: Нет, этого не будет.
'Handelsblatt': Вы часто говорите о стремлении к новым альянсам, которые намерено создавать Ваше предприятие. С кем?
Миллер: Важнейшие партнеры находятся в Германии: 'Ruhrgas' и 'Wintershall'. 'Ruhrgas' даже наш акционер. Так будет и дальше.
'Handelsblatt': Недавно у Вас сорвалась попытка участия в акционерном капитале немецкой компании VNG, занимающейся снабжением газа. Вы разочарованы?
Миллер: Да, мы ожидали другого результата. Компания VNG представляет для нас особый интерес, так трубопроводная система в Европе занимает хорошие позиции. Поэтому мы продолжим сотрудничество.
'Handelsblatt': Организовывать самостоятельную продажу газа в Европе Вы не хотите?
Миллер: Это вопрос не только желания, но и, прежде всего, вопрос экономический. При этом партнер делает существенный вклад: обеспечивает доступ на рынок. Поэтому сотрудничество имеет смысл, и у наших немецких партнеров в этом большой опыт. Мы накопили положительный опыт работы с концерном 'Wintershall' в деле продаж газа в Западной Европе. А сейчас у нас большие, конкретные планы, прежде всего, в Центральной и в Восточной Европе. Но конкретные страны я называть не буду.
'Handelsblatt': У Вас много планов. В российских средствах массовой информации ходят даже слухи, будто Вы вскоре уйдете с поста руководителя. Это так?
Миллер: Я не комментирую слухи. У меня контракт на пять лет, до мая 2006 года. Затем встанет вопрос о новом договоре.
'Handelsblatt': Вы можете гарантировать, что Германия и Европа будут всегда получать столько газа, сколько им необходимо?
Миллер: Да, без всяких сомнений. За 30 лет мы подняли объемы поставок в Германию с нуля до 134 миллиардов кубических метров в прошлом году. Если в последующие 30 лет потребуются 260 миллиардов, то это для нас не стало бы проблемой. У нас крупнейшие в мире запасы, а значительные районы России еще не исследованы.
'Handelsblatt': Дома Вы готовите на газе?
Миллер: Нет, у нас электроплита. Однако значительная часть электроэнергии в России производится ведь с помощью газа.