Автор является старшим научным сотрудником "мозгового центра "Фонд Новая Америка" и директором проекта "Американская стратегия"
31 мая 2004 года. Поражение в Ираке дискредитировало мечту американских неоконсерваторов о благосклонной империи США, освободившейся от ограничений многосторонней дипломатии и международного права. Однако видение неоконсерваторов является не единственной мечтой, которая умерла под обломками Эль-Фаллуджи (Falluja) и в пыточных камерах тюрьмы "Абу Грейб" (Abu Ghraib). То, что до недавних пор являлось альтернативой, которую поддерживали многие демократы и некоторые центристские республиканцы - мировое лидерство США, осуществляемое посредством многосторонних институтов безопасности - сегодня также может быть включено в сопутствующий ущерб от войны Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) в Ираке.
С момента окончания "холодной войны" многие американские неолибералы - которых иногда называют "гуманитарными ястребами" (humanitarian hawks) или "мускулистыми интернационалистами" (muscular internationalists) - выступают в поддержку в большой мере интервенционистской военной политики США. Однако неолибералы, в отличие от неоконсерваторов, верили в то, что Соединенным Штатам следует осуществлять амбициозные программы глобальных реформ под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН) и Организации Североатлантического договора (НАТО) - а не вопреки им. Первая война в Персидском заливе и осуществлявшаяся под руководством Клинтона (Clinton) интервенция НАТО на Балканах послужили моделями для тех, кто стремился объединить многостороннюю дипломатию с однополюсной мощью.
В то время как неоконсерваторы фокусировали свое внимание на "государствах-изгоях" вроде Ирака, неолибералы видели возможности для "мускулистого мультилатерализма" в таких странах-неудачницах, как Либерия. Они надеялись, что международные протектораты, в которых США играют доминирующую роль, смогут обеспечить закон и порядок до того момента, когда подобные общества можно будет перестроить заново. Некоторые предлагали создать протекторат ООН-НАТО в Палестине на период между уходом Израиля и образованием полностью суверенного государства Палестина.
Эта идея была многообещающей: американская мощь на службе многосторонней легитимности вместо американской мощи без многосторонней легитимности или многосторонней легитимности без американской мощи. Трагично, но сегодня эта альтернативная стратегия для США стала далекой от практики. Г-н Буш-младший, дискредитировав собственную неоконсервативную стратегию, непредумышленно разрушил всякую возможность того, что последующая администрация США согласится принять в широких масштабах "мускулистый мультилатерализм". Причина проста: неолиберализм, как и неоконсерватизм, зависел от мистики американской мощи.
У американской мистики всегда были две составляющие: материальная и моральная. Мистика материальной мощи США первой оказалась непредумышленно разрушенной действиями нынешней администрации. После 1989 года аргумент, что Америка является необычайной сверхдержавой вроде древнего Рима, пусть он и был ошибочным, сослужил, надо полагать, хорошую службу Соединенным Штатам и их союзникам. По иронии судьбы, именно развязанная неоконсерваторами война разрушила утверждения неоконсерваторов относительно мощи США. Даже с помощью союзников США не сумели установить повсеместный порядок в Афганистане и в Ираке. Не располагая для этого достаточной численностью войск, Пентагон обратился к частным подрядчикам с просьбой взять на себя выполнение основных функций американских военных, включая и допрос военнопленных. Вот вам и Рим, вот Вам и империя.
Еще более важным для мистики американской мощи являлся моральный элемент. Темная сторона американской истории - включая обращение с индейцами, рабство и сегрегацию - не забыта остальным миром. И все же в глазах многих Соединенные Штаты являлись либеральной, демократической сверхдержавой, которая вела борьбу против фашистских и коммунистических империй. Сегодня на смену образу Америки-освободительницы пришел образ Америки-оккупанта и Америки-палача. Зверства в тюрьме "Абу-Граил" уже больше невозможно считать отдельными инцидентами в свете накапливающихся свидетельств того, что администрация Буша-младшего либо учредила, либо разрешила пытки в Ираке, в Афганистане, в заливе Гуантанамо и, возможно, также на американской земле.
Ужасы, о которых мы теперь знаем, и те, о которых нам еще предстоит узнать, еще более фатальны для проекта неолибералов, чем для проекта их соперников неоконсерваторов. Ведь, в конце концов, неоконсерваторы готовы вторгаться в чужие страны без разрешения как местных властей, так и своих союзников. Однако неолибералы хотят, чтобы американские войска были приглашены в страну в составе многонациональных сил. Какой народ сегодня пожелает иметь американских солдат на своей территории - даже как членов многонациональных сил ООН или НАТО? И сколько союзников США захотят рискнуть репутацией своих солдат в результате того, что их станут ассоциировать с американскими солдатами? В то же время без того, чтобы американские вооруженные силы обеспечивали переброски тяжелой техники в ходе интервенции ООН или НАТО, амбициозная стратегия "мускулистого интервенционизма" неолибералов станет неосуществимой.
Далее, есть еще "государства-неудачники", которые так сильно занимали умы неолиберальных стратегов в 90-е годы. Ирак доказал, что Вашингтон не знает, как навести порядок в анархических обществах.
Последствия непредумышленного разрушения г-ном Бушем-младшим американской мистики пока еще не до конца осознаются прогрессивными интернационалистами Америки. Многие "ястребиные" неолибералы надеются, что, если будет избран Джон Керри (John Kerry), европейцы, арабы и прочие согласятся забыть прежние обиды. Если бы только это было так! Новая администрация США смогла бы многое сделать, чтобы поправить урон, нанесенный репутации Америки г-ном Бушем-младшим и его командой. Однако для полной реабилитации имиджа Америки потребуется целое поколение, если не больше.
Может оказаться, что весна 2004 года явилась поворотной точкой в истории не только Америки, но также и всего мира. До недавних пор критики Буша-младшего могли питать надежду, что иракская война станет пусть и неудачным, но достаточно незначительным эпизодом, который предшествует долговременному периоду благосклонной глобальной гегемонии США. Теперь, когда репутации Америки как благосклонной и обладающей неодолимой мощью державы нанесен сильный урон, Соединенные Штаты будут вынуждены удовольствоваться куда более скромной ролью в мире, чем та, которой добивались для нее как неолибералы, так и неоконсерваторы. Будет или нет переизбран г-н Буш-младший, его наследство уже очевидно.