Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Наконец, к администрации Буша вернулся рассудок

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
За последние недели мы прочли немало мрачных передовиц, вышедших из-под пера бывших сторонников войны. Их авторы выражают отчаяние в связи с тем, что Ахмад Чалаби не получит 'ключи' к управлению страной, что мы не подавляем восстание с помощью массированного применения военной силы, что мы 'поделились властью' с ООН, что Брахими предоставлены слишком широкие полномочия. Это добрый знак. Это означает, что контроль над ситуацией, наконец, взяли

За последние недели мы прочли немало мрачных передовиц, вышедших из-под пера бывших сторонников войны. Это добрый знак

В своей речи на прошлой неделе, передававшейся в прайм-тайм, Джордж У. Буш вновь исполнил все свои 'старые песни' - мы должны проявлять решимость, держать курс, довести дело до конца и т.д. Однако за этими словами скрываются совершенно иные дела. За последние три недели администрация Буша диаметрально изменила курс практически по всем важным направлениям своей политики в Ираке. Слава богу! Возможно, эти изменения слишком запоздали, чтобы радикально повлиять на ситуацию, но они несомненно принесут пользу.

Администрация наконец вспомнила 'правило #1' для человека, вырывшего себе яму - перестань копать ее дальше! Но она не должна этим ограничиваться - следует решительно двигаться дальше в новом направлении.

Оцените масштабы последних изменений политического курса:

- Администрация упорно настаивала, что в Ирак незачем направлять дополнительные войска. Но сегодня американский контингент в этой стране увеличен на 20000 солдат.

- С самого начала она отказывалась предоставлять ООН какую-либо политическую роль в Ираке. Сегодня ООН является незаменимым партнером США, как в отношении передачи власти 30 июня, так и в подготовке выборов.

- Вместо радикальной 'дебаасификации' - любимого проекта Пентагона и Ахмеда Чалаби (Ahmad Chalabi) - делается нечто прямо противоположное. Распущенная иракская армия медленно создается заново.

- В Фаллудже, Кербеле и Наджафе на смену тактике, основанной на грубой силе, пришла более осторожная военно-политическая стратегия, в рамках которой упор делается на местных лидеров.

Представьте, как выглядела бы ситуация в Ираке, если бы такая политика начала осуществляться 14 месяцев назад.

Политика в отношении Ирака 'вырвана' из рук Пентагона: теперь ей руководит Роберт Блэкуилл (Robert Blackwill), дипломат из Совета национальной безопасности. Блэкуилл - умный, энергичный, умелый специалист по урегулированию проблем: он не любит терять время на идеологию и идеологов. Поскольку он ранее не занимался Ираком и не несет никакого груза ответственности в этой связи, Блэкуилл может сосредоточиться на исправлении ситуации, а не попытках доказать, что его первоначальные теории были верны.

Но политика США в Ираке все еще заражена прошлыми ошибками. Многие из мучительных проблем сегодняшнего Ирака стали результатом махинаций вокруг Иракского административного совета, практически не пользующегося уважением у иракского народа. Поэтому еще в ноябре прошлого года Вашингтон осознал, что ему нужен новый 'состав игроков'. Для формирования этого нового 'временного правительства' была приглашена ООН, чтобы оно не выглядело американской марионеткой. Но кто в конце концов объявил имя премьер-министра нового правительства? Административный совет. А кто вошел в состав временного правительства? Помимо премьер-министра - члена Совета Айяда Аллави (Ayad Allawi), пост президента скорее всего займет член Совета Аднан Пачачи (Adnan Pachachi), а вице-президентов - Ибрагим Джафари (Ibrahim Jafari) и Джалал Талабани (Jalal Talabani), также входящие в этот орган. Двое из этой четверки - политэмигранты, поддерживаемые Соединенными Штатами.

Большинство из них - умные, достойные и искушенные политики. Аллави даже развернул впечатляющую 'предвыборную кампанию', заручившись поддержкой разных политических сил. Но добиться поддержки от Административного совета - это одно, а получить ее от иракского народа - совсем другое.

Впрочем, что сделано, то сделано. Для продвижения вперед необходимо: (1) обеспечить доверие к этому правительству внутри страны, и (2) добиться радикальной интернационализации помощи Ираку из-за рубежа. Во-первых, крайне важно, чтобы остальными членами нового руководства не стали такие же 'отставники' из Административного совета. Во-вторых, правительство должно пользоваться поддержкой различных иракских лидеров, в особенности - высокопоставленных представителей духовенства из Наджафа.

Представитель ООН Лахдар Брахими (Lakhdar Brahimi) поддерживает постоянный контакт с аятоллой Али Систани (Ali Sistani). Необходимо пойти на все необходимые уступки аятолле, лишь бы он признал временное правительство.

Новому руководству необходимо будет создать себе авторитет - а значит, получить определенное 'право голоса' в отношениях с Соединенными Штатами. В настоящее время Вашингтон ввязался в идиотский спор о том, следует ли предоставлять новому правительству некий контроль над американскими войсками в Ираке. Но, даже не подчиняя их официально иракскому военному командованию, всегда можно найти способ объяснить, что у правительства будут полномочия санкционировать или запрещать наступательные операции. Оно ведь и так будет обладать подобным правом вето. Американские войска не смогут осуществить наступление наподобие операции в Фаллудже, если суверенное правительство Ирака осудит подобные действия. Это одна из политических реалий. Так почему не дать ему в теории то, чем оно и так будет владеть на практике?

Помимо этого, для придания легитимности правительству необходима будет его поддержка со стороны международного сообщества. В ближайшие недели почти наверняка будет принята новая резолюция по Ираку. Но это должна быть решительная резолюция, выражающая поддержку новому правительству и предлагающая странам-членам ООН оказать ему любую возможную помощь. Пока Вашингтону не удалось добиться многого с точки зрения выделения воинских контингентов. Он обратился с просьбой о такой помощи к 12 странам, но лишь две из них откликнулись на нее. Но если в дальнейшем ООН получит больший контроль и полномочия в Ираке, страны-участницы, скорее проявят готовность оказать помощь.

За последние недели мы прочли немало мрачных передовиц, вышедших из-под пера бывших сторонников войны. Их авторы выражают отчаяние в связи с тем, что Ахмад Чалаби не получит 'ключи' к управлению страной, что мы не подавляем восстание с помощью массированного применения военной силы, что мы 'поделились властью' с ООН, что Брахими предоставлены слишком широкие полномочия. Это добрый знак. Это означает, что контроль над ситуацией, наконец, взяли в руки взрослые. Возможно, им не удастся решить все многочисленные проблемы Ирака. Но, по крайней мере, в политику США по отношению к Ираку возвращается рассудок.