Первез Мушарраф - президент Пакистана
Мир в настоящее время переживает бурный период, который начался на заре 1990-х годов, и которому не видно конца. Страдания невинных, особенно моих братьев по вере - мусульман - от рук боевиков, экстремистов и террористов сделали вопрос установления мира на нашей беспокойной земле в высшей степени насущным. В связи с этим, я хотел бы изложить стратегию, которую я называю "просвещенная умеренность".
Мир стал чрезвычайно опасным местом. Разрушительная сила пластиковой взрывчатки, в сочетании с высокотехнологичными приспособлениями дистанционного управления, а также распространение тактики террористов-самоубийц создали смертоносную силу, которой практически невозможно противостоять. Печальная действительность заключается в том, что как виновные в этих преступлениях, так и большинство людей, страдающих от них, являются мусульманами. Это привело к тому, что многие немусульмане ошибочно стали считать ислам религией нетерпимости, воинственности и терроризма. Все большее число людей связывают ислам с фундаментализмом, фундаментализм - с экстремизмом, а экстремизм - с терроризмом. Мусульмане могут с какой угодно активностью протестовать против подобного навешивания ярлыков, однако их аргументы вряд ли будут приняты во внимание. Еще больше усложняет положение то, что мусульмане являются, вероятно, самыми бедными, самыми необразованными, самыми разобщенными людьми в мире, не обладающими какой либо мощью.
От решения насущной задачи, стоящей перед каждым, кому небезразлично общее наследие человечества, будет зависеть, какое наследство мы оставим будущим поколениям. У мусульман есть особая задача - вытащить себя из той ямы, в которой мы в настоящее время оказались, достигнуть социальной и экономической независимости. Необходимо срочно что-то сделать, чтобы прекратить резню в мире и повернуть вспять движение мусульман по наклонной плоскости.
Я считаю, что для того, чтобы распутать сложившуюся сложную ситуацию, необходимо применить стратегию просвещенной умеренности, которая, на мой взгляд, пойдет на пользу всем - как мусульманам, так и всему остальному миру. Эта стратегия имеет две цели. Первая - заставить мусульманский мир отказаться от воинственности и экстремизма, и вступить на путь социального и экономического развития. Вторая цель заключается в том, что Запад, и Соединенные Штаты в особенности, должны стремиться решать все политические споры справедливо, а также должны способствовать улучшению социальной и экономической обстановки в бедном мусульманском мире.
Мы должны понять, что причины экстремизма и воинственности лежат в политической несправедливости и в лишениях. Политическая несправедливость по отношению к нации или к людям, в сочетании с вопиющей бедностью и безграмотностью, представляют собой взрывоопасную смесь. Они порождают чувство безнадежности и беспомощности. Нация, страдающая от подобных мыслей, легко подвергается пропаганде воинственности и совершения экстремистских и террористических актов. Она становится пушечным мясом в ведущейся террором войне.
Было бы неправильным, если бы я, защищая своих единоверцев, не проследил историю того, почему мусульман считают экстремистами или террористами. До советско-афганской войны единственным поводом для беспокойства у мусульман был палестинский конфликт. Этот вопрос способствовал единению мусульман - на стороне палестинцев и против Израиля. Во время афганской войны 1980-х годов, которая поддерживалась Западом как война против Советского Союза, зародилась пан-исламская воинственность. Ислам как религия начал использоваться для получения всемирной поддержки мусульман. В 1990-е годы, после распада Советского Союза, одно за другим начали происходить разрушительные события: этнические чистки, направленные против мусульман в Боснии, чеченское восстание, борьба за свободу Кашмира и новый виток палестинской интифады. Помимо прочего, боевикам, которые должны были быть разогнаны после "холодной войны", было позволено еще десять лет существовать в Афганистане.
Во время всех этих событий враждебность боевиков из мусульманского мира стала многонаправленной, они искали новые конфликтные зоны, в которых страдали мусульмане. Возникла "Аль-Каида". Тем временем продолжала набирать обороты палестинская интифада, способствовавшая единению мусульман и росту злобы среди них. Затем были осуществлены теракты 11 сентября 2001 года, и последовала резкая реакция Соединенных Штатов против движений "Талибан" и "Аль-Каида" в Афганистане. Все последующие реакции США - отношение к мусульманам внутри страны, отношение к палестинскому конфликту и операция в Ираке - привели к единению мусульман против Соединенных Штатов. Возникновению воинственности и экстремизма способствовал не ислам как религия, а политические споры, которые привели к враждебности в мусульманской среде.
Вот и вся история. То что сделано - не изменить. Однако подобная ситуация не может существовать вечно, необходимо найти решение. Я призываю Запад помочь разрешить все эти политические споры справедливым путем, в знак приверженности стратегии "просвещенной умеренности".
Когда я думаю о роли мусульман в сегодняшнем мире, мое сердце сжимается. Мы нуждаемся в тщательном изучении самих себя. Кто мы, чего мы, мусульмане, хотим, куда мы идем, куда мы должны идти и как нам достичь своей цели? Ответы на эти вопросы являются мусульманской частью стратегии "просвещенной умеренности".
У нас - прославленное прошлое. Ислам появился на мировой арене, неся знамя справедливого, подчиняющегося законам, терпимого и ориентированного на человеческие ценности общества. Мы верили в возвышение человека через знание и просвещение. Мы демонстрировали терпимость между нами самими и по отношению к людям другой веры. Армии ислама уходили в походы не для того, чтобы обращать народы в свою веру при помощи меча, хоть это и могло выглядеть так, а для того, чтобы вытаскивать народы из тьмы наглядным примером своих жизненных ценностей. Можно ли найти лучший пример этим ценностям ислама, чем личный пример нашего Святого Пророка, который олицетворял собой справедливость, сострадание, терпимость к другим, щедрость духа, аскетизм и самопожертвование, а также горячее желание сделать мир лучше?
Сегодняшний мусульманский мир далек от этих ценностей. Мы далеко отстали в социальном, моральном и экономическом развитии. Мы остались в своей скорлупе и отказываемся учиться чему-либо или получать что-то от других. Мы достигли самых глубин отчаянья и уныния. Мы должны взглянуть в лицо реальности. Являются ли конфронтация и воинственность выходом из ситуации? Сможет ли на самом деле этот путь привести нас к былой славе, одновременно способствуя прогрессу и развитию?
Я говорю своим братьям - мусульманам: наступило время возрождения. Дорога вперед лежит через просвещение. Мы должны сконцентрироваться на развитии человеческих ресурсов посредством снижения уровня бедности, и повышения уровня образования, здравоохранения и социальной справедливости. Если наша цель лежит в этом направлении, ее нельзя будет достичь посредством конфронтации. Мы должны избрать путь сдержанности и примирения, чтобы побороть распространенное убеждение, что ислам является религией воинственности, конфликтующей с развитием, демократией и светским обществом. Все это необходимо делать с осознанием того, что в том мире, в котором мы живем, справедливость не всегда одерживает победу.
Организация Исламская Конференция является нашим коллективным органом. Мы должны вдохнуть в нее новую жизнь, так как сейчас она находится в беспомощном состоянии. Организация должна быть реорганизована, чтобы она могла отвечать на вызовы 21-го века, чтобы оправдать ожидания мусульманского мира и повести нас вперед. Формирование комитета из видных представителей общественности, которые предоставят рекомендации по реорганизации ОИК - важный шаг в правильном направлении. Мы должны показать нашу решимость, во имя всеобщего блага должны поступиться собственными интересами - то есть действовать в том самом духе, которому учит нас ислам.
Весь мир и власть имущие должны осознать, что конфронтацией и силой никогда не добиться мира. Должна быть справедливость. Нужно сделать так, чтобы будущие поколения не говорили, что мы, лидеры сегодняшних дней, привели человечество к катастрофе.