Планы Кремля поставить приватизированный российский нефтяной сектор под государственный контроль приобретают конкретные очертания. Государственный газовый монополист ОАО 'Газпром' поднимает вопрос о покупке собственности крупнейшего нефтяного концерна ЮКОС. 'Если активы ЮКОСа будут выставлены на конкурс на приемлемых для 'Газпрома' условиях, то тогда холдинг примет участие в таком аукционе', - сказала Влада Русакова, руководитель управления стратегического развития 'Газпрома'.
'Газпром' - крупнейший в мире газодобывающий концерн, он добывает в год десять миллионов тонн нефти. ЮКОС в текущем году добудет 90 миллионов тонн нефти. 'Газпром' собирается до конца года создать свою собственную нефтяную компанию. Необходимая для этого собственность - нефтяные месторождения, как и лицензии на добычу, - концерн, очевидно, собирается получить от ЮКОСа. Контрольный пакет акций еще не созданной компании должен находиться у государства, но часть акций будет размещена на фондовом рынке.
ЮКОС после того, как налоговые органы потребовали от него доплатить за 2000 года налоги в сумме 2,8 млрд. долларов США, находится на пороге банкротства. Все активы концерна заморожены, могут быть предъявлены требования о доплате налогов за 2001-2003 годы. К тому же апелляционная инстанция арбитражного суда признала приобретение ЮКОСом в 2003 году прав на пятый по объемам добычи нефти концерн 'Сибнефть' незаконным. Сделка по приобретению пакета акций в размере 57,5 процента является-де ничтожной.
Если ЮКОС станет неплатежеспособным, структуры фирмы могут быть выставлены на продажу. Рыночная капитализация ЮКОСа составляет в настоящее время 18 млрд. долларов США. Концерн занимает по запасам нефти четвертое место в мире.
Действия, направленные против ЮКОСа, выглядят как штрафные санкции с целью национализации. Владелец ЮКОСа Михаил Ходорковский, политический противник президента Владимира Путина, сидит с октября прошлого года в следственной тюрьме, ему грозит тюремное заключение сроком на десять лет.
То, что, по меньшей мере, часть нефтяной отрасли будет снова в руках государства, подтвердил экономический советник Андрей Илларионов. 'Речь не идет о пересмотре всех итогов приватизации, - но уточнил. - Разумеется, не исключено, что некоторое имущество может быть перераспределено'.
Нефтяная отрасль, испытывающая нервное напряжение, теперь думает о будущем российско-британского совместного предприятия ТНК-ВР. Так, Сергей Оганесян, начальник агентства по энергетике, пригрозил лишить концерн лицензии на эксплуатацию крупнейшего в России месторождения нефти Самотлор. Запасы этого месторождения составляют один миллиард тонн, что соответствует объемам добычи нефти в России за два года. 'План развития должен выдерживаться. И если компания этого не делает, то она должна быть лишена лицензии', - сказал топ-менеджер.
Собственники ТНК-ВР, в том числе олигархи Виктор Вексельберг и Михаил Фридман, нервничали бы меньше, если бы не понимали, что Оганесян высказывает не свое частное мнение и имеет влиятельных ходатаев в Кремле. Об этом свидетельствует также то, что российская контрразведка ФСБ стала одновременно интересоваться иностранными топ-менеджерами ТНК-ВР. Сырьевую отрасль охватывает страх по поводу того, что она снова может быть национализирована, национализировано то, что в середине девяностых годов пошло на пользу отдельным лицам. Кредиты в обмен на пакеты акций - такова была в 1995 году волшебная формула, которая за одну ночь превращала миллионеров в миллиардеров.
В то время российские олигархи ссудили государству 1,8 млрд. долларов США. То передало им долю государственных сырьевых комбинатов. Государство кредиты не обслуживало, пакеты акций ушли на фиктивных аукционах в руки олигархов. Это была услуга на выгодных условиях: 'Сибнефть' стоит сегодня 14 млрд. долларов США, тогда стоила - 100,3 млн. долларов. 78 процентов акций ЮКОСа сегодня стоят 17 млрд. долларов США, стоили - 309 млн. долларов. 38 процентов акций 'Норильского никеля', имеющего сегодня рыночную капитализацию в размере 13 млрд. долларов США, стоили 150,1 млн. долларов США.