2 июня 2004 года. Адриан Леви (Adrian Levy) и Кэти Скотт-Кларк (Cathy Scott-Clark) рисуют картину приватизации "Сибнефти" и ее влияния на работающих здесь людей широкими мазками (He won, Russia lost, Weekend, May 8 - "Он выиграл, Россия проиграла", 8 мая). Создается впечатление, что лишь дюжина бизнесменов вроде Романа Абрамовича в начале 1990-х годов скупала в Западной Сибири ваучеры, которые можно было обменять на акции таких компаний, как те, которые впоследствии слились в "Сибнефть". В действительности покупка ваучеров была очень широко распространенной и легальной практикой, также, как и продажа любых акций или ценных бумаг.
Правовое действие, касающееся выпуска новых акций компании "Ноябрьскнефтегаз" (ННГ), дочернего предприятия "Сибнефти", представлено г-ном Леви и г-жой Скотт-Кларк в ложном свете. Это правда, что "Сибнефть" принудила ННГ выпустить новые акции, чтобы влить в это дочернее предприятие новый капитал, что являлось жизненно важным шагом в попытке модернизировать компанию. Однако в 1998-1999 гг. "Сибнефть" также выпустила для миноритарных акционеров ННГ новые акции родительской компании. Нашей целью было создание интегрированной нефтяной компании. Единственный судебный иск был подан не работниками "Сибрнефти", а крупным иностранным корпоративным инвестором. Позднее было достигнуто взаимоприемлемое решение.
Г-н Леви и г-жа Скотт-Кларк назвали Кеннета Дарта (Kenneth Dart) в числе главных сегодняшних акционеров "Сибнефти"; в действительности, он продал свои акции "Сибнефти" около 5 лет назад.
Чего г-н Леви и г-жа Скотт-Кларк не удосужились сообщить читателям, так это историю успеха "Сибнефти". По мнению большинства, она является одной из самых прогрессивных компаний России. Наша команда менеджеров взяла под свой контроль группу неэффективных, обанкротившихся компаний и превратила их в образец эффективности. "Сибнефть" сегодня входит в число самых быстрорастущих энергетических компаний в мире: в последние 4 года годовой объем добычи нефти растет с темпом 19% или больше.
Наши работники получают выгоды от этого роста. Заработки в ННГ, например, в прошлом году выросли на 22,1%; аналогичный рост наблюдался также во всех других структурных подразделениях "Сибнефти". Работники получают широкий пакет социальных льгот и привилегий, а значительная их часть являются также и акционерами, следовательно, получают дополнительные барыши от повышения цены наших акций и от нашей политики выплаты дивидендов. Населенные пункты, в которых есть предприятия "Сибнефти", тоже выигрывают от различных проектов развития инфраструктуры и от благотворительных программ.
Я не оспариваю, что во время перехода России к капитализму в 1990-х годах отдельные лица выгадали больше, чем другие, хотя я хотел бы спросить Вас, сколько человек реально получили прямые выгоды от крупных приватизаций в Соединенном Королевстве в конце прошлого столетия.
Подпись: Евгений Швидлер, президент "Сибнефти"