Пришло время третьего визита Джорджа Буша в Италию. Речь не идет о промежуточной остановке на пути в Париж, где 6 июня состоятся торжества по случаю 60-летия высадки в Нормандии, которая стала 'началом конца' Третьего рейха. Римский этап поездки имеет собственное символическое значение, а в нынешней международной ситуации и большое политическое значение для Италии, Европы и Ближнего Востока. Но прежде всего это относится к взятой на себя Соединенными Штатами миссии противостоять войне, развязанной терроризмом. Причем терроризм воспринимается как новейшая форма тоталитаризма, а именно как система, которая хочет подчинить собственным взглядам не только внешнее поведение, но и сам образ мыслей отдельных индивидуумов.
В этом смысле терроризм не отличается от нацизма и коммунизма. Вот почему Соединенные Штаты столь активно выполняют взятые на себя обязательства. Вот почему существует преемственность между высадкой в Нормандии и выполнением задач в Афганистане и Ираке. По сравнению с торжествами десятилетней давности, когда в Европу приехал Билл Клинтон и сделал остановку в Риме, эта преемственность стала еще более очевидной из-за военного аспекта проблемы, но характер ее остался прежним.
Союзники террора
Америка остается прежней. И Буш приезжает, чтобы подтвердить и объяснить это. Левые занимаются диалектической игрой, когда называют себя друзьями Америки (хотя так было не всегда) и противниками политики Буша. Лишая легитимности Буша, они узаконивают терроризм. И альтернативы тут нет, поскольку терроризм не является стороной, с которой можно вести диалог и, следовательно, избирать различные стратегии переговоров. Терроризм убивает, сеет страх, подталкивает к капитуляции, гасит волю к жизни, отрицает тот Гимн Радости (и братству всех народов), который прозвучал вечером накануне Праздника Республики (2 июня - прим. ред.) во дворе президентского Квиринальского дворца.
Рим имеет двойную ценность
Для Америки Рим имеет двойную ценность. Прежде всего, потому что здесь находится папа Римский, а Иоанн Павел II в своем пасхальном послании назвал терроризм феноменом 'бесчеловечным, который отрицает жизнь и делает смутным и неуверенным ежедневное существование трудолюбивых и мирных людей'. Ватикан, который хотя и был против войны, расценил вывод коалиционных сил как неуместный шаг, пояснив, что его пацифизм не является самоцелью.
А Буш приезжает с результатом, которым является новое иракское правительство ad interim. Оно поведет страну к первым свободным выборам - необходимому этапу на пути к демократии. Этот результат достигнут, несмотря на волну терроризма и партизанскую войну, которая началась в марте. Левые скривились, когда узнали об этом и не признают важности даже того факта, что Вашингтон и Лондон в проекте новой резолюции ООН определили январь 2006 года как последний срок вывода коалиционных войск. Но Ватикан будет более объективен.
Друг Сильвио
Во-вторых, Рим является союзником не только на словах, но и на деле. Личные отношения между Бушем и Берлускони важны, но сплоченность правящей коалиции, продемонстрированная 20 мая, когда были подтверждены задачи по Ираку (в своем послании по случаю 2 июня президент Чампи поставил в один ряд и другие задачи, для решения которых в различных районах мира присутствуют более 9 тысяч итальянских военных), убедила Вашингтон в последовательности и твердости итальянской внешней политики, которая не в последнюю очередь является следствием стабильности правительства.
После 11 марта в Мадриде Италия приобрела особое значение. Сегодня она исполняет роль, аналогичную той, которую играла между концом семидесятых и началом восьмидесятых годов, когда, несмотря на оппозицию и манифестации левых и пацифистов, согласилась разместить евроракеты, потянув за собой колебавшуюся Германию. Тогда этим своим решение Рим спас сплоченность Атлантического союза, провалив советский план ее разрушения. Сегодня такой же план предлагают террористы: отделить Европу от Америки.
Ставка в игре
Значение миссии Буша, вызывающей воспоминания о 6 июня 1944 года, таково: разделенные Европа и Америка не могут победить терроризм. Это простой месседж, являющийся результатом простой истины. Ставкой в игре является то общее благо Европы и Америки, которое выражается в пусть несовершенной, но системе демократии и экономики, основанной на правах личности. Среди этих прав есть и право на несогласие, но на основе диалога - о чем говорит президент Чампи, - а не с ножом в руке и не с закрытым лицом перед телекамерой.
Левые говорят 'да' Америке и 'нет' Бушу и утверждают, что это соответствует мнению большинства американцев. Но они забывают о том, что президент-демократ Рузвельт победил на выборах 1940 года, утверждая, что страна не будет втянута в войну, хотя уже принял противоположное решение, будучи убежден, что Америка не может быть безучастной перед лицом побеждающего тоталитаризма. Но левые забывают даже о своем тоталитаризме.