В 2001 году писатель Гордон Томас (Gordon Thomas) - автор также весьма рекомендуемой для прочтения книги 'Секретная история 'Моссад'' - опубликовал книгу 'Психологические пытки ЦРУ'. Двумя годами ранее скончался один из главных действующих героев книги доктор Сидни Готлиб (Sydney Gottlieb), психиатр, на протяжении двух десятилетий возглавлявший Technical Services Branch Центрального Разведывательного Управления. Как пишет Гордон, 'это был один из технических отделов ЦРУ, который в свое время получил ласковое наименование 'отдел ядовитых зелий и грязных трюков''.
В своей книге Гордон предупреждает: 'В действительности, Готлиб организовал и профинансировал не имевшую аналогов и прецедентов систему пыток, проводившуюся медиками и державшуюся в строжайшем секрете. . . Многие из жертв Готлиба умерли, некоторые сошли с ума, кто-то перенес тяжелейшие психологические травмы, от которых так и не смог оправиться. . . Вместо того, чтобы лечить, медики применяли к своим подопечным пытки, руководствуясь одной общей идеей: это необходимо для защиты Соединенных Штатов - и всего свободного мира в целом - от коммунизма, и данное убеждение заменяло им какую бы то ни было моральную позицию'.
Совсем недавно свидетельства о пытках - на этот раз не только психологических - вновь всплыли на поверхность, но теперь с гораздо большим резонансом, что стало возможно, благодаря фотографиям, сделанным в иракской тюрьме Абу-Грейб. В настоящее время борьба с коммунизмом уступила свое место объявленной войне против исламского терроризма. Этот чудовищный и к глубочайшему сожалению присутствующий феномен - доказательством чему могут стать страшные события, произошедшие 11 марта в Мадриде - превратился, тем не менее, в прикрытие для многих отвратительных действий, начиная с неоколониальной войны в Ираке и заканчивая оккупацией Афганистана и, разумеется, государственным терроризмом, проводимым правительством Шарона (Sharon).
Итак, начальником тюрьмы Абу-Грейб с августа прошлого года является генерал Джеффри Миллер (Geoffrey Miller). Весьма показательно, что до этого он возглавлял базу в Гуантанамо, которую можно считать наиболее явным - а, вместе с тем, наиболее зловещим - примером планомерного нарушения гражданских прав, бесстыдно проводимого администрацией Буша (Bush). В своем докладе о противозаконных действиях военных в отношении иракских заключенных американский генерал филиппинского происхождения Антонио Тагуба (Antonio Taguba) отметил, что Миллер стремился 'создать необходимые для проведения допросов условия, позволяющие успешно использовать заключенных'. Тагуба заявил, что подобные распоряжения, позволяющие прибегать к нарушениям с целью получения необходимой информации, противоречат военной идеологии. По мнению Тагубы, рекомендации Миллера могли дать толчок к проведению пыток и постыдным унижениям, снимки которых были предоставлены широкому общественному мнению.
Лишь полные идиоты, неисправимые циники или фанатики неоконсерватизма могут при нынешних обстоятельствах разглагольствовать на тему, был ли этот непристойный спектакль с пытками случайным и спонтанным, став следствием определенной бесконтрольности (непроизвольной, уточняют они) солдатни. 'Мы думали, что это забавно, и потому делали фотографии', - заявила одна из участниц отвратительных развлечений солдат Линди Ингланд (Lynddie England). К счастью существует достаточное число фото- и видеодоказательств этого 'схождения в ад', как весьма точно охарактеризовал события в иракских тюрьмах сенатор-демократ Ричард Дюрбан (Richard Durban), присутствовавший на закрытом просмотре снимков с пытками. Безусловно, к счастью. Иначе бы ни Буш, ни его окружение - эти великие специалисты по выдумыванию страшнейшей лжи и чудовищных диалектических уловок - не признали, что подобные факты действительно имели место.
Прежний министр финансов Пол О'Нил (Paul O' Neal) знал о принятых после событий 11 сентября 2001 года планах ЦРУ по применению пыток. В недавно опубликованной книге американского журналиста Рона Зюскинда (Ron Suskind) 'Цена верности' О'Нил рассказывает о встрече в Кэмп-Дэвиде, состоявшейся в субботу, 15 сентября, через три дня после нападения. В тот вечер у Буша собрались члены Кризисного Кабинета: вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney), Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld), Кондолиза Райс (Condoleezza Rice), Колин Пауэлл (Colin Powell), директор ЦРУ Джордж Тенет (George Tenet), генеральный прокурор Джон Эшкрофт (John Ashcroft), председатель объединенного комитета начальников штабов армии США генерал Шелтон (Shelton) и сам Пол О'Нил.
После произнесения короткой молитвы всегда такой набожный Буш раздал присутствующим составленный ЦРУ план по борьбе с Аль-Каидой. В документе говорилось о необходимости проведения 'скрытой борьбы с террористами в Афганистане и других странах', о 'расширении полномочий Управления. . . для устранения любых аспектов деятельности террористических организаций, с использованием любых необходимых средств без специальной санкции президента или другого высокопоставленного лица в каждом отдельном случае'. Более того, 'в документах Тенета был представлен целый перечень различных видов скрытой деятельности, проводимой по всему миру, среди которых фигурировали заговоры и убийства. Это был план по нейтрализации любыми средствами каждого, кто имеет намерения против американского правительства. И самое главное, это был план, практически не подлежавший изменению со стороны общества'.
В остальном же, учитывая все имевшиеся прецеденты, он не представлял собой ничего нового. Достаточно вспомнить государственный переворот против Сальвадора Альенде (Salvador Allende), ставший результатом преступных маневров Джона Негропонте (John Negroponte), направленного Рональдом Рейганом (Ronald Reagan) послом в Гондурас. Клинтон (Clinton) принял невиданное прежде решение и отдал приказ о снятии секретности с 24000 документов. Автор книги 'Досье Пиночета' Питер Корнблух (Peter Kornbluch) утверждает: 'В нашем распоряжении находятся документы, подтверждающие, что Негропонте способствовал поставке тысяч единиц огнестрельного оружия никарагуанским контрас, а также скрывал информацию о нарушении гондурасскими эскадронами смерти прав человека'. Кстати, не так давно Негропонте был назначен Бушем послом в Багдаде.
Так куда же движется модель демократического правового государства, одним из выдающихся примеров которой считались Соединенные Штаты? Проклинаемый на родине режиссер Майкл Мур (Michael Moore), получивший на днях 'Пальмовую ветвь' Каннского фестиваля, в своем фильме 'Фаренгейт 9/11' выступает с совсем недвусмысленной критикой в адрес политики Буша. Мур говорит о нависшей над 'обществом опасности скатиться к тоталитаризму'. Речь идет об ищущем скандала риторическом преувеличении, близком к катастрофической демагогии? Боюсь, что нет. Предсказание Мура основывается на вызывающей беспокойство действительности. Его коллега Уильям Карен (William Karen) снял, в свою очередь, фильм, в основу которого была положена книга журналиста Эрика Лорана (Eric Laurent) 'Война Буша'. Подобно картине Мура она была запрещена к прокату в Соединенных Штатах (по крайней мере, на данный момент). Возможно фильм Карена можно будет посмотреть по кабельному каналу 'Sundance', принадлежащему демократу Роберту Редфорду (Robert Redford). Эрик Лоран, со своей стороны, заявил: 'Моя книга 'Война Буша' была издана на 21 языке, но в США до сих пор не вышла ее англоязычная версия'.
'Администрация Буша, вне закона', - говорит на страницах 'Le Monde' французский политолог и историк Николь Бачара (Nicole Bacharan). 'Положение, в котором находятся содержащиеся в Гуантанамо заключенные - задержанные на неопределенный срок, не имеющие четкого юридического статуса - противозаконно', - говорит она. 'Аргументируя свои действия экстерриториальностью базы Гуантанамо правительство сделало все возможное. . . для того, чтобы Верховный Суд не мог вмешаться в это дело'. Судьи, правда, немного сопротивлялись давлению со стороны Буша. В Гуантанамо совершаются самые ужасные преступления, словно время остановилось где-то в эпоху абсолютизма, предшествовавшего Великой Французской Революции или независимости самих Соединенных Штатов. Весь этот кошмар существует на протяжении уже трех лет, а правосудие, в задачи которого входит именно слежение за неукоснительным соблюдением законов правового государства, не смогло прекратить подобное безобразие и привлечь к уголовной ответственности виновных. Происходящее в Гуантанамо видит даже слепец, но только не Верховный Суд Соединенных Штатов.
Правовое государство на слом? И не только в Соединенных Штатах. Перед самым последним преступлением израильского правительства в отношении палестинцев, проживающих на юге Сектора Газа, Верховный Суд этой страны практически оправдал воинственную жестокость армии Шарона. Отклонив иск тринадцати жителей лагеря в Рафахе, которых поддерживал палестинский Центр по правам человека, Верховный Суд тем самым дал разрешение израильской армии продолжать разрушать палестинские дома, хотя в постановлении и содержались некоторые параграфы, дающие жертвам определенные гарантии. Профессор международного права Иудейского Университета Иерусалима Дэвид Кретцмер (David Kretzmer) заявил: 'Суд счел обоснованными все противоречивые действия израильских властей, особенно те, что кажутся наиболее спорными'. Постановление подписали судьи: Элиаху Мацца (Eliahu Mazza), Дорит Бейниш (Dorit Beinisch) и Элизер Риулип (Eliezer Riulip). Пусть все знают их имена: они вошли в бесконечный список бесчестных судей.
14 апреля поджимаемый временем Буш решил перейти в наступление. Убежденный в своем божественном предназначении президент, избрание которого было явно сфальсифицировано, но получило, тем не менее, поддержку со стороны Верховного Суда, обратился к американской нации с речью, содержавшей высказывания, подобные следующему: 'Мы меняем мир'. И это правда. Он меняет его к худшему. С каждым разом к еще более худшему. Мы оказались в руках злодеев-параноиков, готовых положить все демократические структуры на алтарь своих экономических, и даже личных, интересов. (Бывший министр финансов Пол О'Нил говорит, что целью свержения Саддама Хусейна было 'не освобождение Ближнего Востока от иракского диктатора, а вполне очевидное и неприкрытое стремление пополнить счета компаний Джорджа Буша и Дика Чейни).
Они готовы положить существующие структуры демократии и на алтарь своих реакционных убеждений, смешивая Христа из Заповедей Блаженства с самыми безобразными преступлениями, самыми сомнительными военными операциями. Да, Буш действительно меняет мир. Всего лишь несколько дней назад это подтвердил один из его предшественников на посту президента Джимми Картер (Jimmy Carter): 'Администрация Буша разрушила международное право и Женевскую Конвенцию, а это крайне опасно. . . После событий 11 сентября американское правительство громогласно сделало заявление, подрывающее Женевскую Конвенцию, предупредив, что это соглашение не будет более применяться к обвиняемым в терроризме'.
Сначала был Гуантанамо, позднее пышным цветом расцвели пытки. Как долго еще будет продолжаться закат демократии?