На прошлой неделе 'Аль-Каида' совершила свой самый успешный террористический акт с момента взрыва башен-близнецов Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 г., и успеху этого злодеяния во многом способствовали хаотические действия американских властей. Уже второй раз в этом месяце террористы наносят удар по уязвимым местам в нефтеперерабатывающей промышленности Саудовской Аравии.
В результате теракта погибли двадцать два гражданина Саудовской Аравии, один американец и несколько представителей других стран. Их гибель стала настоящей трагедией. И все же с глобальной точки зрения это был всего-навсего локальный успех, и его значение не стоит переоценивать. Террористы не смогли нанести урона нефтеперерабатывающей отрасли Саудовской Аравии - ни одного барреля экспортной нефти потеряно не было.
Террористы ставили своей целью повлиять на желание представителей иностранных государств сохранить свое присутствие в стране - прямой удар по экономическим основам Саудовской Аравии, ее стремлению привлечь иностранные инвестиции, необходимые для продолжения реформ. 'Аль-Каида' рассчитывала одновременно подорвать авторитет государственной власти в стране и свести на нет ее усилия по модернизации экономики и укреплению сотрудничества с Соединенными Штатами Америки.
К сожалению, официальная реакция американских властей выразилась в панических действиях - повторилась ситуация, когда в мае этого года были убиты западные подрядчики. Представители Соединенных Штатов не стали требовать усиления безопасности от арабских спецслужб и содействовать им в проведении конттеррористических операций, не было предпринято ни одной попытки нанести ответный удар. Вместо этого американское посольство в Эр-Рияде, напрочь забыв об американских инвестициях и торговле, призвало всех граждан США покинуть страну.
И это произошло тогда, когда цены на нефть достигли пика, в стране, чья нефтедобывающая промышленность имеет ключевое значение как для американской, так и для всей мировой экономики. Каждое крупное американское предприятие напрямую зависит от арабской нефти. Это происходит в регионе, на территории которого расположено более 60% всех разведанных мировых запасов нефти. Во всех странах Персидского залива существуют свои собственные исламские экстремисты. И если Саудовская Аравия проявила слабость, это значит, что атакам подвергнутся и ее соседи. Нет ничего удивительного в том, что на этой неделе цены на нефть продолжили свое падение - если американцы бросают все и бегут при первых признаках опасности, почему нефтяные торговые компании должны свято верить в бесперебойность поставок?
Конечно, очень легко говорить о необходимости международной войны с терроризмом. Однако для того, чтобы победить в ней, нужно вести боевые действия, причем на всех фронтах. Ни для кого уже не секрет, что до событий 11 сентября 2001 г. примерно 70-100 тысяч молодых людей прошли подготовку в лагерях исламских террористов, всем известно, что 'Аль-Каида' имеет родственные организации в более чем 60 странах. В последующие годы Соединенные Штаты нанесли поражение движению 'Талибан' и 'Аль-Каиде' в Афганистане, но не смогли захватить лидеров этих организаций, обеспечить стабильность и безопасность в стране и завершить строительство гражданского общества и правового государства. Выполнение этих задач могло бы принести настоящую победу. В результате рассеянные, но не уничтоженные экстремисты лишь дестабилизировали обстановку на западе Пакистана, а возникшие на этой почве политические разногласия в самом Афганистане укрепили позиции исламистов в большей части страны и создали угрозу возникновения нового кризиса в регионе.
Тем не менее, вместо того, чтобы завершить афганскую кампанию, Вашингтон решается на вторжение в Ирак. Без сомнения, избавление иракского народа от Саддама Хусейна - вещь просто замечательная, однако по-прежнему нет никаких веских доказательств того, что Ирак является оплотом терроризма и имеет тесные связи с исламскими экстремистами. Так же как и в Афганистане мы не смогли стабилизировать обстановку в стране после сравнительно легкой победы в военной кампании и были слишком медлительны в создании осмысленной программы переустройства страны. Сейчас мы столкнулись с каждодневными и кровавыми последствиями того, что американское вторжение привело к созданию в стране террористической организации, состоящей из гремучей смеси иракских исламистов и иностранных наемников и представляющей собой серьезную угрозу.
Эксперты Международного Института стратегических исследований в Лондоне подсчитали, что 'Аль-Каида' и родственные ей организации имеют в своем составе 18 тысяч боевиков, большинство из которых стали террористами после вооруженных конфликтов в Афганистане и Ираке. Некоторые американские военные эксперты по Ираку считают, что количество повстанцев увеличивается стремительными темпами, несмотря на то, что многие боевики погибают в результате боевых операций, проводимых коалиционными властями.
Что нам сейчас нужно, так это прагматизм, а не идеология. Похоже на то, что неоконсерваторы в администрации президента США наконец-то отказались от мечты о более масштабном плане ближневосточного урегулирования, что само по себе уже хорошо. Но это вовсе не означает, что нужно уходить в глухую оборону.
Мы должны делать все от нас зависящее для того, чтобы помочь созданию более умеренных и дружественных нам политических режимов в регионе (в Саудовской Аравии и других странах), одержать победу над терроризмом, улучшить безопасность иностранных граждан, работающих там, и снизить уязвимость объектов нефтеперерабатывающего сектора. Огромное значение имеет оказание постоянной помощи Пакистану и содействие правительству этой страны в проведении контртеррористических операций. Да, эта война имеет военную подоплеку, но главные боевые действия развернутся на политическом, идеологическом и экономическом фронтах. Победа будет достигнута только за счет сильной местной государственной власти и реформ, а не посредством навязывания своих собственных политических ценностей.
Энтони Кордсман - старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований