4 июня 2004 года. Люди во всем мире сегодня вспоминают о леденящей душу драме, которая 15 лет назад разразилась на площади Тяньаньмынь в Пекине после того, как расколотое разногласиями китайское коммунистическое руководство приказало армейским танкам раздавить мирную демонстрацию студентов. В Китае об этом тоже будут вспоминать. Но там публичные церемонии строго запрещены, точная информация о случившемся засекречена, а честных официальных оценок действительной важности событий на площади Тяньаньмынь на горизонте не видно.
По прошествии 15 лет лидеры Китая все еще делают вид, что демонстрация на площади Тяньаньмынь была насильственным контрреволюционным восстанием, которое поставило под угрозу безопасность Китая и его будущее. Отказываясь признать, что жестокое подавление выступления было трагической ошибкой, Китай оставляет Тяньаньмынь незажившей раной. Для поколения, которое эти события пережило, и особенно для тех, чьи жизни и семьи внезапно были разрушены, не может быть продолжения жизни, пока эта рана не будет признана. У других табу на Тяньаньмынь вызывает подозрение, что правители Китая всегда будут ставить сохранение собственной власти впереди правды и интересов рядовых людей.
Тяньаньмынь необратимо изменила отношения между народом Китая и его правителями. Хотя немедленным следствием этих событий стали репрессии и реакционность, со временем эта перемена обернулась во благо. Сегодня стало возможным признавать китайскую весну на площади Тяньаньмынь частью глобальных политических волнений 1989 года, которые написали эпитафию коммунизму. В ту осень аналогичные молодежные и идеалистические выступления помогли покончить с эрой коммунистического правления по всей Восточной и Центральной Европе. В Китае коммунистическая власть выжила, но коммунистическая идеология рассыпалась.
Китай начал экспериментировать с рыночными реформами еще до 1989 года. Человеком, который инициировал эти реформы, был Дэн Сяопин (Deng Xiaoping), тот самый, кто приказал раздавить выступление на площади Тяньаньмынь. Дэн - экономический диссидент был также Дэном - жестким ленинцем. Однако архаичные структуры власти и вера в то, что г-н Дэн пролил столько крови, чтобы сохранить свою власть, вскоре начали превращаться в нечто, чего он не мог ни предвидеть, ни одобрить: в образовавшуюся в 21-м веке смесь капитализма, авторитаризма и прагматизма.
В сегодняшнем Китае поразительный экономический рост позволил преобразить уровень жизни народа, особенно в процветающих провинциях Юга и Востока. Многие наслаждаются прежде неслыханными личными свободами - но не те, кто суется в политику, вступает в неофициальные рабочие движения или практикует несанкционированные религиозные верования. Новое, лучше образованное и потенциально более просвещенное руководство коммунистической партии в основном пришло на смену старикам, которые несут ответственность за трагедию на площади Тяньаньмынь.
Пришло время отдать дань памяти идеализму и смелости столь большого числа китайских граждан и рассказать правду об этой страшной ночи.