Официальный визит президента Хосни Мубарака (Hosni Mubarak) в Москву и его интенсивные переговоры с президентом Путиным открывают возможность для переосмысления внешней политики Египта. Возможно, Египет должен применять более сбалансированный и дифференцированный подход к влиятельным мировым державам, не только в вопросах, затрагивающих запутанные проблемы Ближнего Востока, но и в вопросах экономического, военного, культурного и технического сотрудничества.
С середины 1980-х годов, когда Советский Союз начал разваливаться, Египет стал связывать, или ошибочно связывать, все свои надежды с Соединенными Штатами. А США стали укреплять свое военное, политическое, экономическое и стратегическое присутствие в Египте и в арабском мире. Египет считал, что за свои мирные отношения с Израилем он заслуживает экономическую и военную помощь и беспристрастный подход США к проблемам Ближнего Востока. В результате Египет разорвал отношения с большим количеством своих давних друзей, все больше и больше опираясь на Вашингтон. Египет ослабил свои связи с Россией, Индией, Бразилией и Латинской Америкой. Он позволил Израилю проникнуть в Африку и обрести там коммерческое, культурное и политическое влияние, которым пользовался когда-то сам. Даже когда в Судане разразилась гражданская война, эта страна смогла обратиться за помощью только к полковнику Каддафи (Gaddafi). В результате кризис приобрел международный масштаб, в роли посредников выступили Америка и африканские страны, а Египет остался в стороне.
Наш прошлый опыт общения с единственной мировой сверхдержавой является не самым успешным. Соединенные Штаты показали себя непостоянным и ненадежным партнером, страной, меняющей свои позиции и нарушающей свои обещания. Мирный процесс на Ближнем Востоке превратился из движения вперед в средство поддержки Израиля. Цель заключается в том, чтобы Израиль обогнал все арабские страны по военной, технологической и экономической мощи.
Столкнувшись с таким вопиющим креном США в сторону Израиля, арабские страны пытаются сбалансировать обстановку, устанавливая более тесные связи с Европейским Союзом и Россией. Часто они впадают в отчаянье и спешат обратно в объятья Вашингтона, совершая регулярные визиты в США, направляя туда бесконечные делегации бизнесменов, тщетно пытаясь заполучить расположение этой сверхдержавы.
На протяжении более двадцати лет Египет отдавал больше, чем получал. Результат очевиден: фактическая потеря палестинцами всех прав, полный провал концепции справедливого мира, война в Ираке, завершившаяся оккупацией, усиливающиеся волны террора, шантаж, скрывающийся под призывами к реформам, и двусторонние отношения, которым не хватает прозрачности.
Никто не отрицает, что США являются единственной мировой сверхдержавой. Никто не отрицает, что Россия сейчас не та, какой она была раньше. Однако Россия до сих пор является крупным игроком на международной арене, и ее политические позиции по отношению к миру на Ближнем Востоке, Ираку, террору и международному праву совпадают со взглядами арабов. Мы не должны повторять ошибки 1960-х годов, когда сложили все политические яйца в советскую корзину. Однако идея пересмотреть наши нынешние внешнеполитические приоритеты, возможно, не так уж и плоха. Россия и Индия, Африка и Латинская Америка - с ними со всеми стоит сотрудничать. Не обязательно кидаться сломя голову и заходить в отношениях слишком далеко, но, тем не менее, нам следовало бы восстановить некоторые аспекты нашей внешней политики. Как многие говорят в последнее время, необходимо, чтобы Египет вышел вперед.