Давно ожидавшееся завершение феноменального взлета курса акций на российском фондовом рынке произошло более эффектно, чем того многие ожидали. Только за прошлую неделю индекс РТС потерял 7,5% и, таким образом, лишился своего прироста, накопленного за весь год. Распространяющаяся неуверенность стоила индексу РТС потери 27,4% цены с уровня наивысшего показателя, зафиксированного в апреле. Некоторые инвесторы тревожно задаются вопросом, а не последует ли за взлетом падение.
Дорогостоящий кризис с ЮКОСом
За последние два месяца в России мало что изменилось. Большие ожидания, связанные с экономическим подъемом в США и в Европе, несколько снизили привлекательность рынков развивающихся стран, однако спад на фондовом рынке России оказался более резким. При этом макроэкономические показатели все еще отличные, а цена на нефть, имеющая столь большое значение, уже не один год сохраняется на необычайно высоком уровне. Тем не менее, глубокая неуверенность на российском рынке ценных бумаг имеет несколько серьезных причин. Прежде всего, конечно, это кризис, связанный с ЮКОСом, на который не могут закрывать глаза и оптимистично настроенные инвесторы. Концерн ЮКОС по существу все еще принадлежит крупным акционерам во главе с самым богатым человеком России Михаилом Ходорковским. В последние недели, пожалуй, самый современный отечественный нефтяной концерн проигрывает один судебный процесс за другим. Ему приходится сталкиваться с требованиями о доплате налогов в миллиардных суммах и с утратой контроля над приобретенным за большие деньги концерном 'Сибнефть'. То, как судьи до сих пор отказывали в приеме практически всех протестов стороны защиты и в то же время шли, веря на слово, навстречу требованиям противной стороны, бросает неприятный свет на вопросы независимости и квалификации органов правосудия. В настоящее время практически почти решено, что нападки не прекратятся, пока Ходорковский и его люди не будут лишены контроля над ЮКОСом. Решающий вопрос заключается всего лишь в том, служат ли целенаправленные действия снижению стоимости концерна с тем, чтобы выдвинутых обвинений хватило для экспроприации контрольного пакета акций, или же предприятие должно быть приведено по необоснованным обвинениям к банкротству, а затем обескровлено и расчленено. Если верно последнее, то свои деньги потеряют и миноритарные акционеры. Неприятности у них появились уже сегодня. С 12-го апреля ЮКОС уже потерял половину, или целых 15 млрд. долларов США, своей фондовой капитализации.
Единичный случай или симптом новой политики?
Хотя на ЮКОС приходится почти пятая часть всей фондовой капитализации РТС, в последнее время появилась тенденция сильного падения курса акций не только у ЮКОСа. Ситуация коснулась акции почти всех компаний, особенно сырьевых. Кризис увеличил общий риск, поскольку он напомнил о том, сколь влиятельными и волюнтаристскими в России все еще остаются органы власти, и насколько слабой является правовая безопасность. Помимо этого отравляющую атмосферу неуверенности подпитывает неизвестность по поводу того, следует ли рассматривать трагедию ЮКОСа в качестве единичного случая или же ее надо рассматривать как предвестницу настоящей перемены тенденций. Надо надеяться, что слухи о проблемах, возникших у других олигархов, и в высшей мере странные обвинения в адрес работающих в России международных нефтяных компаний, можно относить на счет нынешнего ажиотажа. Было бы хуже, если бы их пришлось воспринимать как признак постановки под вопрос нынешней экономической элиты России и ее прав на собственность. Если в Кремле верх возьмут национал-шовинистические круги, рассматривающие сырьевой сектор в качестве 'стратегической народной собственности', которая не может находиться в частных руках и уж никак в руках иностранцев, со стабильностью и многообещающей работой, проделанной за четыре года реформ, можно будет распрощаться. Нынешние изменения на рынке ценных бумах закончились бы в таком случае обвалом.