Российские власти спешно принялись за восстановление контроля над энергетическими ресурсами Чечни. Времени мало: все должно произойти до новых президентских выборов, назначенных в Грозном на 29 августа. Но такая спешка породила также и некоторые подозрения в отношении покушения, в результате которого 10 мая был устранен президент Ахмад Кадыров, убитый взрывом бомбы на стадионе 'Динамо' в чеченской столице.
Это может показаться циничным, но в Москве многие констатируют, что смерть Кадырова оказалась как нельзя более своевременной для 'Газпрома' и 'Роснефти', двух огромных компаний, которые давно пытаются взять под свой контроль добычу нефти в Чечне. И они сразу же решили использовать вакуум власти, образовавшийся в результате смерти пророссийского президента.
До сих пор власти Грозного, в том числе пророссийские, всегда отказывались уступать давлению 'Газпрома' и 'Роснефти'. Наоборот, они старались создать независимые структуры, находящиеся под жестким контролем местного правительства, для эксплуатации энергетических ресурсов кавказской республики. Теперь же в отсутствие стабильной власти такие претензии представляются совершенно беспочвенными.
Последние шаги, предпринятые двумя российскими энергетическими колоссами, дают основания думать, что федеральные власти решили передать 'Газпрому' транзитные газопроводы. Российский министр экономического развития Герман Греф после краткого визита в Чечню с федеральной делегацией сообщил, что в рамках программы восстановления республики предполагается уменьшить налоговое бремя местной аффилированной структуры 'Роснефти' - 'Грознефтегаза' и превратить 'Чеченгазпром' в акционерное общество, естественно, подконтрольное 'Газпрому'.
Но у входивших в московскую правительственную делегацию заместителя главы 'Газпрома' Александра Рязанова и президента 'Роснефти' Сергея Богданчикова вместе с министром Грефом мало времени: только три месяца остаются до выборов официального и легитимного наследника Ахмада Кадырова.
Газ и нефть, независимо от того, является президент другом Кремля или нет, всегда были яблоком раздора между Москвой и Грозным. Добыча природного газа в Чечне ограничивается тем, что получают из нефтеносных месторождений (в прошлом году 486 миллионов кубических метров), и практически полностью предназначена для местного потребления. Но через чеченскую территорию проходят газопроводы, по которым российский газ поступает в Азербайджан, Грузию и Армению (8 миллиардов кубических метров в год), а также в такие южные регионы России, как Дагестан и Ставропольский край (около 6 миллиардов кубических метров).
Еще два года назад Чечня получала из России около 3 миллиардов кубических метров газа в год. Но когда полтора года назад 'Газпром' решил вернуть себе потерянные рынки, его отношения с чеченскими властями дали трещину. Попытки Кадырова провести в своих интересах реструктуризацию газового сектора были отвергнуты. Заместитель главы 'Газпрома' Александр Рязанов заявил: 'Мы хотим иметь реальный контроль над распределением метана в Чечне'. Сейчас согласно новому контракту, подписанному в марте, когда Кадыров еще был жив, вместо обычных 3 миллиардов кубических метров (за которые Чечня никогда не платила) кавказская республика получает из России 1,6 миллиарда кубических метров в год.
Еще более щекотливой является ситуация с нефтью. Черное золото - главное богатство Чечни (это один из самых старых нефтеносных районов Российской империи), хотя официально зарегистрированные ресурсы относительно скромны и добыча нефти-сырца в прошлом году составила 1,78 миллиона тонн. На самом деле промышленные возможности Чечни значительно больше: в 1990 году здесь добывали 4,2 миллиона тонн, но в 1996 году во время войны этот показатель сократился до 500 тысяч тонн. Однако даже эксперты не в состоянии точно оценить промышленные возможности, поскольку невозможно установить общий объем воровства нефти и незаконной нефтеперегонки.
Еще несколько месяцев назад добыча и перегонка находились под контролем криминальных групп, продукты, полученные в результате нефтеперегонки, продавались в соседних регионах через подпольные коммерческие каналы, а доходы, как утверждают операторы нефтяного рынка, оказывались в карманах официальных чеченских властей, российских компаний и федеральных военных.
С приходом Кадырова ситуация несколько улучшилась. Официальная добыча была поручена аффилированной структуре могущественной 'Роснефти' - 'Грознефтегазу'. Однако все заводы находятся в собственности компании, контролируемой местными властями. И значит нынешний вакуум власти служит на пользу 'Роснефти'. Сергей Богданчиков заявил, что после 15-летнего перерыва 'Роснефть' вновь начала разведку новых нефтяных месторождений в Чечне. Цель состоит в том, чтобы добиться увеличения добычи нефти в течение года до 2 миллионов тонн. И заработать таким образом репутацию незаменимого партнера.