Отвечая на многочисленные и закономерные вопросы о возможности совершения новых террористических актов в Саудовской Аравии и способности саудовских властей контролировать ситуацию и покончить с терроризмом в стране, посол Саудовской Аравии в Великобритании принц Турки Аль-Фейсал счел необходимым напомнить журналисту Би-Би-Си, что Великобритании потребовалось 20 лет, чтобы покончить с терроризмом Ирландской республиканской армии. Посол выразил надежду, что его стране не потребуется столь долгий срок. В ответ на вопрос, что он посоветует делать британцу, ищущему работу в Саудовской Аравии, посол заявил, 'прийти в посольство, получить визу и отправиться в страну, не беспокоясь о своей безопасности'.
После событий в Эль-Хубаре саудовское руководство старается успокоить работающих в стране иностранцев и внести успокоение на нефтяные рынки. Компания 'Арамко' поспешила заявить о том, что ее объекты надежно защищены — их охраняют пять тысяч человек. Саудовские власти обещают искоренить терроризм и террористов.
Обращает внимание тот факт, что террористы во время акции в Эль-Хубаре громогласно заявляли, что убивают только немусульман и не трогают мусульман. Однако ранее в результате террористических актов в Эр-Рияде погибли мусульмане и арабы. Акция в Эл-Хубаре преследовала цель нарушить стабильность экономики Саудовской Аравии — государства мусульманского. Как считают наблюдатели, террористы из Аль-Каиды после убийства мусульман забеспокоились, что мусульманские организации прекратят оказывать им материальную помощь.
После акций 11 сентября Усама бен Ладен похвалялся, что нанес американской экономике ущерб не менее чем на сумму в 1,4 триллиона долларов; теперь же после повышения цен на нефть Аль-Каида считает, что операции против офисов нефтяных компаний в Саудовской Аравии могут привести к дальнейшему росту цен на нефть, что разрушит экономику США. Однако, несмотря на рост цен на нефть, в США не было отключено электроснабжение, не было введено нормирование отпуска бензина, нет никаких намеков на то, что американская промышленность может остановиться.
По мнению наблюдателей, 1974 год не повторится. 'Действительно, США используют импортную нефть, однако нефть более не является решающим фактором, поскольку в США за прошедшие три десятилетия произошел коренной переход от индустриальной к постиндустриальной экономике. Чтобы США стали жертвой кризиса, подобного кризису 80-х годов, цена барреля сырой нефти должна достичь 124 долларов. Это не означает, что повышение цен на нефть благотворно влияет на американскую экономику, но оно не может вызвать ее паралича, как это случилось в прошлом. Повышение нефтяных цен повлияло на работу транспорта, однако это не имело серьезных последствий', — заявил один из экономических экспертов.
Во время террористического акта в Эль-Хубаре Аль-Каида и террористы продемонстрировали тактическую 'гибкость': когда невозможно атаковать охраняемые объекты, для достижения своих целей они прибегают к террору. При нападении на жилые кварталы они убивают местных жителей, берут в заложники иностранцев и саудовцев, могут совершить захват школы.
От операций Аль-Каиды и террористов страдает не только Саудовская Аравия, где приняты чрезвычайные меры безопасности. По словам американского генерала Ричарда Майлса, Аль-Каида и остатки талибов в Афганистане поменяли тактику — руководители Талибана теперь передвигаются не на автомобилях, а на мулах, причем передвигаются поодиночке, а не группами.
Командующий американским сухопутным контингентом в Афганистане генерал Франклин Хэгенбек сказал, что боевики Аль-Каиды и Талибана научились опознавать самолеты АС-130 и прятаться от них. Ранее эти самолеты были очень эффективным средством в борьбе с боевиками. Когда боевики поняли, что американцы способны засекать их телефонные переговоры, они отказались от них. Летом 2002 года американская армия обнаружила склад неиспользуемых спутниковых телефонов, что свидетельствует о переходе боевиков на другие средства связи. Аль-Каида стала нанимать афганских подростков дежурить у ворот американских баз в восточном Афганистане, чтобы они немедленно извещали руководителей Аль-Каиды о выездах американских патрулей.
По мнению эксперта по радикальным исламским движениям Джонатана Шанцера, 'Аль-Каида всегда выбирала в качестве целей экономические объекты: в 1993 году она атаковала ВТЦ в Нью-Йорке, в сентябре 2001 года повторила атаку и достигла успеха. Учитывая, что экономика — наше слабое звено, они сделали ставку на ее разрушение. Важно, чтобы Саудовская Аравия не дрогнула, чтобы иностранные компании не эвакуировали из нее своих сотрудников. Следует отметить позитивную позицию Китая и России, которые заявили о том, что их сотрудники остаются в стране'.
Шанцер вопрошает, как террористы могут действовать против Запада, если они используют новейшие западные достижения для распространения своей идеологии и рекрутирования новых бойцов? Как они могут воевать против западных ценностей, если их интернет-сайты соперничают друг с другом? А разве интернет не является символом западной культуры?
Проведя глубокий анализ случившегося, и поняв, что религиозный терроризм поднимает голову, интеллектуалы занялись изучением этой проблемы. После событий 11 сентября проводятся семинары, выпускаются книги относительно этого вида терроризма, однако пока не удалось создать механизма противодействия этой разрушительной идеологии. Исследователи и аналитики сосредоточились на социальных, политических и экономических причинах этой проблемы, игнорируя аспект идеологический.
Как сказал мне британский исследователь, немусульмане не решаются глубоко исследовать этот вопрос, поэтому интеллектуалам всего мира следует с помощью мусульман уделить первостепенное значение исследованию следующей важной проблемы: является ли религиозный терроризм совокупностью акций священного характера? При этом британский исследователь указывает на семинар, созванный в прошлом месяце на тему: 'Терроризм на Юго-востоке Азии и его возможное влияние на Юг Азии' с участием Сингапура, Малайзии, Филиппин и Таиланда и отметил, что собравшиеся не обсуждали идеологический аспект терроризма. Во время семинара мой собеседник поставил вопрос, поддерживает ли Аллах идеологию терроризма, как утверждают сами террористы? Как можно противостоять этой идеологии? Однако собравшиеся не сочли необходимым обсуждать эту тему.
Совсем недавно стало известно, что Усама бен Ладен призвал к убийству генерального секретаря ООН Кофи Аннана, американца Пола Бремера и представителя ООН в Ираке Аль-Ахдера Брахими, пообещав исполнителю награду в десять килограммов золота. При этом, идеология терроризма направлена на осуществление не духовных, а материальных устремлений: террористы преследуют политические цели, которые могут привести их к власти.
Как считает британский исследователь, на этой основе терроризм ведет борьбу за сердца и умы людей, и затушить тлеющий фитиль терроризма невозможно без помощи умеренных мусульман. Террористов не волнует проблема попрания религиозных заповедей, которые осуждают пролитие крови невинных людей как мусульман, так и немусульман. Ради осуществления своих целей они используют антиисламскую марксистскую философию, согласно одному и положений которой 'власть приносят на стволах винтовок'.
Бой с этой идеологией предстоит долгий и трудный. Однако — не безнадежный.