Массовое проявление любви и уважения к Рональду Рейгану (Ronald Reagan) - президенту с принципами и самой высокопоставленной жертве болезни Альцгеймера - может помочь найти выход из тупика, образовавшегося в результате запрета на использование эмбриональных стволовых клеток в биомедицинских исследованиях.
Сегодняшние дебаты об использовании стволовых клеток имеют более глобальные последствия, чем события в Ираке, налоговая политика и медицинское страхование. Как нам выполнить обещание и найти генетические лекарства от ужасных болезней, не пав в пропасть ничем не ограниченного клонирования людей?
Президент Буш вел против этого компанию два года назад. В результате он согласился на компромисс, по которому допускалось федеральное финансирование исследований тех немногих клеточных линий, которые были известны в то время, однако финансирование исследований новых линий было запрещено до тех пор, пока не будет принято ясное решение по этому вопросу.
Эмбриональные стволовые клетки могут подарить новую жизнь умирающему органу, даже мозгу. Их получают из бластоцисты (бластоциста - эмбрион, достигший размера около 100 клеток, прим. пер.), которая, имея возраст менее двух недель, может поместиться на кончике булавки. Противники говорят, что сбор этих клеток уничтожает будущую человеческую жизнь, сторонники говорят, что эти клетки размножаются на стекле и в любом случае им уготована гибель, а получены они были у людей, для которых слова "защита жизни" также означают спасение жизней страдающих пациентов.
Однако Вашингтон не тормозит и не подгоняет прогресс науки. Биолог из Гарварда, получающий частную поддержку, открыл 17 новых клеточных линий, и сделал их доступными бесплатно для всех желающих. Южнокорейские исследователи пошли еще дальше, сумев извлечь стволовые клетки из клонированного человеческого эмбриона. А в Калифорнии в ноябре пройдет голосование по вопросу, не стоит ли увеличить долг штата еще на три миллиарда долларов, выпустив облигации, чтобы продвинуть вперед биомедицинские исследования в данной сфере.
Генетика вырвалась из бутылки. Эти исследования, нравится это правительству или нет, ширятся быстрыми темпами. Если мы ничего не предпримем сейчас, чтобы направить их в морально приемлемые рамки - на лечение болезней и продление активной жизни, а не на чудовищные манипуляции и выращивание клонов для получения запасных органов - то мы рискуем потерять то несовершенство, которое делает нас людьми.
К счастью, многосторонняя комиссия из ученых и общественных деятелей, назначенная Бушем (Bush), провела серьезную интеллектуальную работу и опубликовала несколько письменных работ. В прошлом году я призывал обратить внимание на работу "За гранью терапии" ("Beyond Therapy"), а сейчас прошу прочитать "Воспроизводство и ответственность" ("Reproduction and Responsibility"). С этим размышлением-провокацией, что само по себе является редкостью среди правительственных документов, можно бесплатно ознакомиться на сайте www.bioethics.gov.
Председатель комиссии Леон Касс (Leon Kass), ученый, занимающийся вопросами этики, призывает ученых "присоединиться к дискуссии и предлагать свои принципы и ограничения". Вместе с тем консерватор Касс пишет, что "благоразумные защитники неприкосновенности человеческой жизни должны осознавать, что тот факт, что федеральные власти оказались отрезанными от конкретной деятельности в данной сфере, в то время как в частном секторе подобная деятельность разрешена без всякого надзора, является Пирровой победой".
Хотя комиссия пока еще не высказала своего мнения по исследованиям в сфере биомедицинского клонирования, которое уже было осуществлено корейскими учеными, Майкл Газзанига (Michael Gazzaniga) из Дартмута, один из ведущих ученых-когнитологов мира, пошел еще дальше, чем его коллеги: "Конгресс должен проголосовать за запрет репродуктивного клонирования. Вместе с тем, необходимо разрешить биомедицинское клонирование".
Конгресс может оказаться не готов пойти на такой шаг; любой вид клонирования кажется неправильной деятельностью, некоторые говорят, что необходимо изучить, нельзя ли будет когда-нибудь наделить эффектом регенерации стволовые клетки взрослого человека. Однако "когда-нибудь" не поможет сегодняшним жертвам. Растет поддержка введения федерального регулирования новых репродуктивных технологий, а также использования в медицинских исследованиях некоторого количества из нескольких сотен тысяч замороженных эмбрионов, которые хранятся в клиниках по оплодотворению и скорее всего будут уничтожены.
Здесь и появляется призрак Рональда Рейгана. Нэнси Рейган (Nancy Reagan) несколько раз призывала использовать таланты и финансы Национального института здоровья для изучения болезней Альцгеймера, Паркинсона и диабета.
Бывшая первая леди говорит от своего имени, взгляды ее мужа на этот вопрос уже никогда не станут известны. И, возможно, будет несправедливо позволить чувствам повлиять на споры этического характера.
Однако если общественное мнение, уже склоняющееся к защите прав пораженных болезнями, подвергнется влиянию ассоциации имени тепло воспринимаемого Рейгана со стремлением федеральной власти к исследованиям стволовых клеток и суровому контролю над клонированием, то, на мой взгляд, в этом не будет ничего плохого. Если в таком регулятивном законодательном акте, принятом Конгрессом, будет упоминаться о лаборатории биомедицинских исследований имени Рейгана при Национальном институте здоровья, то президент Буш, должно быть, подпишет его с удовольствием.