Каждый год, в июне, в течение трех дней обретает жизнь старая утопия. Самые влиятельные правители мира исчезают все разом на небольшом острове или посреди высоких гор, окапываются там, принимая масштабные меры безопасности, и их просто больше нет. Первоначально саммиты семи самых крупных промышленно развитых стран (Большая Семерка), ставшие с некоторых пор в связи с привлечением России встречами Большой Восьмерки, должны были действительно оставаться интимными и доверительными, без шума в средствах массовой информации и заключительных заявлений
Каким прекрасным был бы и нынешний саммит на острове Морской (Си-Айленд) на Атлантическом побережье США, если бы целых три дня можно было бы больше не видеть и не слышать Джорджа Буша (George Bush), Тони Блэра (Tony Blair), Жака Ширака (Jacques Chirac) и Герхарда Шредера (Gerhard Schröder), Владимира Путина и их коллег из Италии, Японии и Канады. К сожалению, это остается утопией. Смысла в проведении мировых экономических саммитов уже давно больше нет. Никто не нуждается в принимаемых там хвастливых и бесполезных коммюнике.
Если бы это была действительно встреча крупнейших экономически развитых стран, то перечень участников мог бы быть таким: США, Китай, Япония, Индия, Германия, Франция и Великобритания. Если бы это была действительно встреча, нацеленная на решение самых крупных мировых проблем, то состав стран-участниц на ней должен был бы меняться, на ней должны были бы быть представлены страны, перед которыми стоят самые серьезные проблемы мирового значения, или страны, которые могут оказать большое влияние на их решение. Мог бы привлечь внимание саммит с участием США, Израиля, Ирака, Афганистана, Великобритании, Северной Кореи и какой-нибудь африканской страны, переживающей кризис, плюс континентального европейского государства.
Идея не нова. Третий год подряд на саммит уже приглашают президентов ведущих стран Африки, в этом году - руководителей пользующихся влиянием государств Ближнего Востока. Но африканцы уже высказывают удивление, как, мол, получается, что каждый год они уезжают к себе домой с одними и теми же обещаниями. Арабы вообще пока не бывают.
Нет, есть только одно решение: все телекамеры и журналисты остаются в стороне. Саммит проходит. И вернуться домой и рассказывать о нем по телевидению можно будет только тогда, когда Буш и другие, наконец-то, договорятся о будущем Ирака, о реформировании ООН, о честной системе мировой торговли и о функционирующей системе защиты окружающей среды, о глобальном списании долгов, о прекращении экспорта вооружений в кризисные регионы. Вот тогда нам снова захочется видеть их и слышать, Пока же нет.