Учитывая, что некоторые западные политики и государственные деятели выступают за то, чтобы исключить Россию из самого привилегированного клуба мира, 'Большой Восьмерки', нынешний саммит дает Кремлю возможность не только стать одним из ведущих игроков группы, но и усилить ее влияние в мире.
Каждый раз, когда 'Большая Восьмерка' собирается на ежегодный саммит, на Западе находятся политики и обозреватели, ставящие под сомнение членство России. В конце концов, 'Восьмерка' объединяет самые богатые демократические страны мира. Россия очень богата потенциально, благодаря огромным природным запасам, но в настоящее время ее валовой национальный продукт невелик и не выдерживает сравнения с другими членами 'Восьмерки'.
Многие считают, что и демократической страной Россию назвать нельзя. Владимира Путина часто называют склонным или возвращающимся к авторитарному правлению. Тем не менее, эти доводы могут и не сыграть серьезной роли. Путин способен многое предложить 'Восьмерке', но, как всегда, что-нибудь попросит взамен.
Нет никаких сомнений в том, что продолжающийся конфликт в Ираке будет основной темой нынешнего саммита. Краткий визит Джорджа Буша в Европу незадолго до встречи 'Восьмерки' позволяет предположить, что американская администрация постаралась добиться хотя бы подобия международного консенсуса относительно будущего Ирака. Россия же дает понять, что поддержит новую резолюцию Совета Безопасности ООН об управлении Ираком, как только суверенитет страны будет восстановлен, что должно произойти в конце этого месяца. В обмен на эту поддержку Путин хочет усиления сотрудничества по наведению порядка в Чечне. Это означает уступки с обеих сторон в отношении Ирака и Чечни.
Не менее важным, связанным с предыдущим, вопросом является будущее международных поставок энергоносителей, особенно нефти. Благодаря практически беспрецедентным ценам на нефть и таким же высоким рискам, связанным с поставками сырья на западные рынки, путинской России есть, что предложить 'Восьмерке'.
Практически не опасаясь отказа, Путин может выдвинуть идею энергетической независимости индустриального мира, возглавляемого 'Восьмеркой'. Россия уже стала крупнейшим в мире производителем нефти и намерена расширить сеть экспортных трубопроводов, обходя конфликтные регионы. К тому же энергетический альянс 'Восьмерки' мог бы стимулировать иностранные инвестиции в Россию, а так же позволил бы Кремлю завершить антиолигархическое переустройство нефтяной отрасли страны, не опасаясь громких протестов Запада. Наконец, ведущая роль России на мировом энергетическом рынке обеспечит заполненность кремлевской казны, пока страна будет продолжать экономические реформы.
Вопрос, вызвавший отчуждение между Россией и другими членами 'Восьмерки', особенно США, - это участие страны в строительстве ядерного реактора стоимостью 1 млрд. долл. в иранском городе Бушер. Пока России не предложили никаких значимых стимулов для выхода из проекта, но это может измениться. Если бы 'Восьмерка' предложила ей финансовые гарантии, покрывающие стоимость проекта, к примеру, в виде инвестиций в энергетические проекты организации, Россия могла бы спасти престиж, просто потребовав, чтобы Иран полностью выполнял жесткие стандарты МАГАТЭ, и выйти из Бушерского строительства.
Россия может взять на себя более серьезную роль в палестино-израильском противостоянии и помочь предотвратить возможный северокорейский кризис. Поскольку на Ближнем Востоке США воспринимаются как сторонники Израиля, Россия от имени 'Восьмерки' может предложить свои услуги в качестве честного и независимого посредника на переговорах. В обмен на это Кремль захочет удвоения международных усилий для перекрытия иностранного финансирования чеченских террористов.
Северная Корея - проблема для всего мира. До сих пор точно не ясно, насколько велико влияние Москвы на это закрытое и военизированное государство. Однако Россия географически предрасположена к сотрудничеству с США для выработки мер безопасности, которые раз и навсегда заставят Северную Корею прекратить бряцать ядерным оружием. Подобная инициатива, например, противоракетный щит, будет стоить дорого. Но все члены 'Восьмерки' выиграют от обеспечения безопасного транзита российской нефти на западные рынки.
Еще одним вопросом на повестке дня саммита будет международная безопасность в самом широком смысле слова. С момента своего образования 'Большая Восьмерка' традиционно занималась вопросами международной экономики. Но сегодня состояние мировой экономики и международная безопасность не просто взаимосвязаны, а неотделимы. По экономическому развитию Россия не может сравниться с остальными членами, но ее интересы в вопросах безопасности такие же, как у них. Именно важность международной безопасности и делает членство России в 'Восьмерке' не просто добрым жестом Запада по отношению к Кремлю, а необходимостью.
У 'Большой Восьмерки' есть возможность измениться. Из привилегированного клуба богачей она может превратиться в весьма актуальное ежегодное собрание по международным экономическим вопросам и безопасности. И Россия может помочь в осуществлении этих перемен.
(Питер Лавелль - независимый московский аналитик, автор электронного бюллетеня о России 'Untimely Thoughts'. untimely.thoughts.com)