В ходе визита президента России Владимира Путина в нашу страну были подписаны важные соглашения в области политического и экономического сотрудничества между двумя странами, и создана двусторонняя комиссия по взаимодействию в энергетической области.
Президент Мексики Висенте Фокс (Vicente Fox) заявил, что его страна намерена поддержать Россию в ее стремлении вступить во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), подтвердил факт проведения переговоров о строительстве в Идальго и Веракрус центра тяжелого машиностроения для обеспечения нужд военной и авиационной индустрии, напомнил об общей для обеих стран позиции в отношении иракской войны и о возможности нахождения в контексте мультилатерализма приемлемого выхода из сложившейся в этой стране драматической ситуации.
Руководители обеих стран договорились о развитии торговых отношений, а также о сотрудничестве в образовательной и технологической областях. Во время визита Путина Мексиканский банк внешней торговли (Bancomext) подписал соглашения с российскими финансовыми структурами о развитии финансового сотрудничества и взаимного обмена в области торговли, который на настоящий момент можно считать неполноценным: в прошлом году Мексика импортировала товаров из России на сумму почти 250 миллионов долларов, в то время как экспорт в эту страну не превысил 30 миллионов долларов.
Все вышеизложенное может лечь в основу расширенных двусторонних отношений, способных сыграть для Мексики решающую роль в сложившейся на настоящий момент обстановке, характеризуемой застоем в экономике, практически полным подчинением внешней политике Соединенных Штатов и бесконечной финансовой, коммерческой и технологической зависимостью от соседнего государства. В подобной вызывающей крайнее беспокойство ситуации можно приветствовать любые стремления, направленные на диверсификацию наших отношений и укрепление мультилатерализма. Но особенно удачными могут оказаться соглашения с теми действующими на международной арене лицами, с которыми можно вести переговоры на более равноправных, чем с Вашингтоном, Европейским Союзом или азиатскими экономическими державами условиях. В указанном отношении, Россия может стать особенно удобным партнером, точно также как и всплывающие на поверхность экономики, например, стран Южной Америки, Индии или Южной Африки.
В ходе сделанных после рабочей встречи заявлений как Фокс, так и Путин подчеркнули существование исторических и ситуационных параллелей между Мексикой и Россией. Стоит помнить об общих позитивных аспектах, о которых говорили и сами лидеры двух стран, но это еще не причина для того, чтобы забывать о наличии как негативных совпадений, так, и значительных различий между двумя странами.
И та, и другая страна в начале прошлого столетия действительно стала колыбелью социальной революции, отразившей на их идеологии и геополитических позициях, а, кроме того, и на жизни общества этих государств. Также справедливо, что в последние годы, как Россия, так и Мексика пережили период перехода от правления государственной партии к системе, которая, по крайней мере формально, может быть названа демократической.
Учитывая определенные различия, стоит отметить, что эти процессы сопровождались дерегуляризацией, либерализацией и ликвидацией общественных секторов экономики. Стоит при этом признать, что как в нашей стране, так и в России, ставшей основной наследницей Советского Союза, этот переход породил страшное социальное неравенство, массовую бедность и маргинализацию отдельных представителей общества, а, кроме того, и неприемлемое и возмутительное нарушение социальной структуры. Как для мексиканского, так и для российского переходного периода характерны также скандальное распространение коррупции и обладающих значительной властью криминальных группировок.
В обеих странах упоминавшееся разделение общества неразрывно связано с присвоением отдельными лицами бывшей прежде общественной собственности и с проведением аморальной и неупорядоченной приватизации государственных предприятий. Здесь заканчивается перечень схожих черт, о которые не решились упомянуть ни Фокс, ни Путин.
В том же, что касается различий, не стоит забывать, что наш потенциальный партнер остается на международной арене государством, сохраняющим имперские черты, геополитические интересы и никогда не исчезавшее стремление к владычеству, унаследованное от времен царского и пришедшего ему на смену советского правления. И, хотя дипломатический протокол не советует упоминать этот вопрос в официальной обстановке, стоит помнить, что правительство Путина сохраняет свое военное присутствие в Чечне, с его геноцидом и нарушением гражданских, социальных и национальных прав этой несчастной кавказской республики.