Уход из жизни нашего самого любимого и почитаемого из последних президентов - Рональда У. Рейгана (Ronald W. Reagan) оказался своевременным. Он состоялся в то самое время, когда ныне действующий президент воспроизвел один из самых запоминающихся эпизодов политической биографии своего предшественника - празднование годовщины высадки союзного десанта на пляжи Нормандии.
Есть тут очевидные сходства, навеянные визитами Р. Рейгана и Дж. Буша на берега Нормандии, предпринятые соответственно через 40 и 60 лет, после того как американские и другие союзные войска понесли тысячные потери, освобождая оккупированную гитлеровцами Францию, - речи, церемонии, венки, возложенные на очень живописных мемориальных кладбищах. И что при сравнении этих двух событий особенно бросается в глаза, так это то, что президент Буша сегодня сталкивается в Европе с практически такой же враждебностью, как и президент Рейган, который встречался там с людьми, которых всего одно или два поколения до этого спасли армии под командованием американцев. И - в определенном смысле - в силу одной и той же причины.
Посещение Рональдом Рейганом Нормандии в 1984 г. состоялось всего через шесть месяцев после начала развертывания в пяти европейских странах ядерных сил средней дальности. Данная операция по размещению американских ракет в Европе была проведена в соответствии с решением, принятым блоком НАТО задолго до этого, в целях противостоять угрозе, которую представляли собой мощные советские баллистические ракеты СС-20. И это было сделано, несмотря на самую решительную, хорошо организованную и щедро финансируемую политическую кампанию, которая когда-либо велась против демократических государств Советским Союзом и сочувствующими ему силами в Западной Европе.
Сегодня, немногие, наверное, помнят нахлынувшую в результате подобных действий наших противников, волну неприязни по отношению к Соединенным Штатам и ее президенту-'ковбою' Рональду Рейгану. Между тем в те - теперь далекие - времена, он изображался человеком, политика которого была чрезвычайно опасной и воинственной. Европейская правящая политическая элита была убеждена в том, что развертывание в Европе ядерных ракет средней дальности не только приведет к разрушению Североатлантического союза, но и может повлечь за собой Армагеддон - подобные страхи искусно подогревались советскими пропагандистами и политтехнологами. Массовые демонстрации протеста и шумные публичные кампании грозили обернуться смещением правительств ряда стран, согласившихся разместить на своей территории американские ракеты с ядерными зарядами.
Министры иностранных дел по обе стороны Атлантики вели суетливую закулисную работу, выдумывая всякого рода новые инициативы по контролю за вооружениями, главной задачей которых было изменить сроки и количество размещаемых ракет 'Першинг-2' и ракет наземного базирования в Великобритании, Германии, Италии, Бельгии и Нидерландах, а по возможности сорвать и то и другое. СССР - в надежде раздробить НАТО на части, сохранить свою монополию на ракеты дальнего радиуса действия и нанести удар по своему заклятому - после Гарри Трумэна - врагу в Белом доме - демонстрировал то кнут (продолжая развертывание ракет СС-20), то пряник (прельщая Запад подписанием мирных соглашений в обмен на отсрочку размещения американских ракет в Европе).
Надо отдать должное президенту Рейгану - он ни разу не дрогнул, не поддался на уговоры. Он считал необходимым продолжать выбранный стратегический курс - как в плане устранения угрозы установления военной гегемонии СССР в Западной Европе, к которой тот так стремился; так и в плане восстановления морального духа, воли, управляемости и безопасности блока НАТО, которые были сильно подорваны в бурные 70-е гг. Р. Рейган дал четко понять, что если Советский Союз не пойдет на уничтожение всего своего арсенала ракет СС-20, то развертывание ракет средней дальности в Западной Европе пойдет по полной программе и в полном соответствии с установленным графиком.
При большой поддержке премьер-министра Великобритании консерватора Маргарет Тэтчер и (что маловероятно) президента Франции социалиста Франсуа Миттерана президент Р. Рейган смог доказать всему миру, что свободный мир не только может бросить вызов Кремлю, но и просто обязан это сделать. Их совместные действия положили начало конца Советского Союза.
Успешное развертывание ракет средней дальности в Европе и более масштабная программа по перестройке системы обороны США и его западноевропейских союзников, которая на протяжении длительного времени не получала должного внимания руководства США и их союзников по НАТО - явились одним из ответов на советскую угрозу. В то время как Р. Рейган и его замечательный министр обороны Каспер Уайнбергер (Caspar Weinberger) заслуживают самых искренних слов похвалы за то упорство, с которым они претворяли в жизнь дорогостоящую программу перестройки всего военно-промышленного комплекса США и модернизации обычных и ядерных сил страны, сами по себе эти меры не могли обеспечить достижения поставленной президентом цели - уничтожения Советского Союза.
И это не случайно. Политическая стратегия Р. Рейгана (как это хорошо видно на примере ныне рассекреченных Директив Совета Национальной Безопасности) изначально была задумана как стратегия, осуществление которой должно вестись по многим направлениям одновременно.
Эта стратегия включала в себя использование одного из наиболее опытных и творческих людей Америки за многие годы - Уильяма Д. Кейси (William J. Casey) - в качестве Директора ЦРУ. Именно при Кейси была в полном объеме восстановлена программа тотального шпионажа против СССР и работы под прикрытием для того, чтобы сорвать агрессивные планы советского руководства в Афганистане и в других странах мира.
Р. Рейган также систематически применял меры экономического и финансового давления, направленные, в частности, на то, чтобы: ограничить доступ СССР к западным кредитам и другим инвестициям; ограничить или вовсе предотвратить поставку союзниками США по НАТО в СССР важнейших технологий двойного назначения; снизить цены на нефть - основной источник поступления твердой валюты в СССР и, наконец, лишить Советский Союз такого важного рычага воздействия на правительства стран Западной Европы, как поставки природного газа из районов Сибири. Дело в том, что СССР мог бы на протяжении еще многих лет представлять из себя головную боль для Запада - быть может, и по сей день включительно, - если бы подобные меры не лишили бы его необходимой для обеспечения своей жизнедеятельности подпитки, - которая была жизненно необходима для обанкротившейся социалистической системы.
Последним и важнейшим элементом рейгановской стратегии подавления Советского Союза была личная решимость президента подорвать идеологические и политические устои своего врага. Начиная от открытого изображения СССР как 'империи зла' и кончая отказом соглашаться на то, чтобы разделить с СССР моральные обязательства, не забывая упомянуть о его революционном заявлении о том, что он видит свой долг в том, чтобы защитить Америку от ракетных ударов, а также требование к М. Горбачеву разрушить Берлинскую стену, решимость воспитывать в американцах дух антикоммунизма и использовать антикоммунизм в качестве главной доктрины в стране и за рубежом - и особенно в странах советского блока, с использованием, в том числе, таких инструментов идеологического воздействия как Радио Свободная Европа и Радио Свобода. Будучи ярым приверженцем идей свободы и освобождения порабощенных коммунистической идеологией стран, президент Рейган придавал большое значение и поощрял проведение 'войны идей', которая давала надежду и вдохновение порабощенным народам мира, а также вела к деморализации их коммунистических угнетателей.
Смерть 40-го президента США, наступившая в разгар западноевропейской поездки 43-го на торжества в Нормандию представляет для президента Буша исключительную возможность сделать нечто большее, чем произнести благодарственную речь в духе самого Рейгана в память о погибших на полях сражений солдат, а также отдать дань памяти нашему покойному президенту. Это прекрасная возможность для того, чтобы напомнить каждому, как человек, которого сейчас все так превозносят, был в свое время демонизирован, и каким образом его - когда-то высмеиваемая - политика, направление которой указывал исключительно верный и высокоморальный компас, находящийся у него в груди, позволила освободить миллионы людей и изменила мир навсегда.
Для Дж. Буша наступил момент, когда в памяти возникает другой образ: последовательная стратегия и разнообразная тактика ее применения, использованные Рональдом Рейганом для того, чтобы нанести поражение нашему врагу по холодной войне, так необходима и востребована в наши дни для того, чтобы одержать победу в современной войне, которую ныне ведут Соединенные Штаты - враждебной и опасной идеологией нам навязан еще один глобальный конфликт. На сей раз речь идет об 'исламофашизме', его сторонниках и союзниках и терроре, которые они сеют по всему миру.
Теперь, как и тогда, концепции глобального использования силы и укрепления собственной обороны и безопасности должны быть усилены и изменены по приоритетам. Значительно возрастает роль разведывательной работы - особенно агентурной - эта работа должна быть усилена и проводиться эффективно и оперативно. Должны также быть задействованы экономические, финансовые, технологические и энергетические рычаги для того, чтобы ослабить наших противников и перекрыть потоки финансирования их деятельности и проводимых операций. И, наконец, но отнюдь не последняя по значимости задача - война идей - должна вестись очень активно для того, чтобы дискредитировать тех деятелей, кто пытается использовать ислам в качестве ширмы для своих грязных политических дел.
Если президент Буш не только вспомнит о моральном компасе Рональда Рейгана, стрелки которого показывали ему верный курс, а также верное видение стратегических задач, но и сможет их творчески развить, как в Ираке, так и в более широком плане - на всем поле боя в войне против международного терроризма, появятся основания для надежды на то, что результаты для системы национальной безопасности и интересов внешней политики США будут столь же спасительными, как и те, что были достигнуты при нашем столь любимом и горячо оплакиваемом Джиппере*.
Автор статьи - Фрэнк Дж. Гаффни-мл. - президент Центра политики в области безопасности
_____________
*прозвище, которое журналисты Белого дома дали Р. Рейгану, по аналогии с одним из его киногероев. (прим. пер.)