Иссякает время разведывательных действий, игр, время жестов в сторону общественного мнения - и в партийных интересах. Подошло время однозначных решений: или будет кабинет Марека Бельки, или выборы в Польше состоятся в первой половине августа. Нет больше безопасных, запасных конституционных ходов, и президент четко заявляет, что он не будет приспосабливать правил, для того, чтобы срок выборов перенести на более благоприятное время, когда народ вернется из отпусков. Он прав. Более пылкие политики после голосования по докладу по делу Рывина уже готовят одно заявление в Конституционный трибунал насчет Александра Квасьневского, а, передвинь президент срок выборов, очередная группа станет готовить новое заявление, имея на сей раз более солидные, конституционные основания.
Такая альтернатива означает, что нужно срочно вести переговоры и попытаться заключить политический контракт. Весь период, со 2 мая, то есть со дня присяги правительства Марека Бельки, был, в политическом отношении, холостым временем. С одной стороны говорилось, что нужно успокоить обстановку, подготовить план самых неотложных вопросов /здравоохранение, вхождение в Евросоюз, план Гауснера/. С другой стороны, что при таком Сейме формирование правительства не даст ровным счетом ничего, ибо все развалилось, и правительство не сможет ничего сделать. Аргументы обеих сторон рациональны и вопрос в том, как их совместить.
Накал отрицательных страстей в парламенте превысил все, что мы испытывали когда-либо в польской политике. Спокойствие последних дней, связано с перерывом в работе Сейма и выборной кампанией в Европейский парламент, проводимой партиями на местах, мнимо. Эмоции оживут, как только депутаты появятся на ул. Вейской (адрес Сейма - прим. пер.). Внутренняя выборная кампания, наиболее интересующая всех, уже идет и будет все более жестокой. Это правда, что нынешний Сейм должен как можно скорее уйти, пусть даже существует всеобщее мнение, что следующий будет хуже. Возможно хуже, но все же - другой. Политический узел станет несколько слабее, немного снизится напряженность, появятся новые трудные вызовы, связанные в первую очередь с формированием правительства.
Это правда, что политические группировки отличились абсолютным неумением какого-либо сотрудничества, и нынешний тупик, в котором оказались попытки сколотить поддержку правительства в Сейме, кажется безвыходным. Время потратил и президент, который не содействовал никакому политическому диалогу, неправильно считая, что Марек Белька сам выстоит, а лидер СЛД (правящая партия в Польше - Союз демократических левых сил) смонтирует какую-либо базу, по крайней мере, на момент голосования. Если этот план случайно в конце концов осуществится, то и так не видно никакого большинства, которое в ажиотаже продолжающейся кампании было бы готово поддержать что-либо, что будет непопулярно в народе, или может быть представлено как непопулярное в народе. Поэтому реально следует попрощаться с реформой общественных финансов, с реформой службы здравоохранения. Кто в выборной кампании изменит правила пенсионных пособий, вызывая негодование армии, нескольких миллионов пенсионеров? Проект ввести небольшую плату за некоторые медицинские услуги погиб, прежде чем успел родиться.
Поэтому возможно, что президент и СЛД должны, наконец, сказать друг другу, что нужно правительство на несколько месяцев, до осенних выборов, правительство не для больших реформ, требующих немалой законодательной работы, а именно для текущего администрирования, что ни в коем разе не оскорбительно и не умаляет никаких конституционных полномочий кабинета министров. Такому правительству парламент собственно не нужен, за исключением вопроса службы здравоохранения. Так как видно, что по этому вопросу не будет межпартийного соглашения, по крайней мере соглашения значительного большинства, то все, что удастся проголосовать - это некое временное положение, чтобы система могла действовать с 1 января 2005 года. Это - в интересах всех, ибо кто-то будет править в будущем году, а недостатки в службе здравоохранения ударят по тем, кто придет. Поэтому нужна программа-минимум и согласие для вынесения решения о самороспуске Сейма в подходящее, согласованное время. Это в принципе все, что можно сегодня сделать, чтобы избежать сценария выборов в августе.
За последние дни прозвучало очень много громких слов о положении польского государства - распад государства, конституционный кризис. Много в этих оценках преувеличений. Нет конституционного кризиса, по крайней мере, до поры, пока президент не станет манипулировать сроком выборов. Государство не разваливается, и в экономике дела идут очень хорошо. Мы имеем глубокий кризис партийной системы и политического класса. Мы видим большой испуг тех, кто теряет власть, и большое стремление к ней тех, кто надеется ее взять. Мы имеем мелкие расчеты аутсайдеров, которые считают, что как-нибудь, пусть несколькими мандатами, войдут в следующий Сейм. Мы имеем дело с прямо-таки иррациональным поведением и рецептами по преодолению кризиса, которые не соответствуют серьезности положения: призывы, чтобы Марек Белька отказался от кресла и пусть премьером будет кто-либо другой, попытки ковыряться в положении о выборах, форсирование одномандатных выборных округов. Если нельзя добиться согласия по бесспорным вопросам, тогда как найти согласие по вопросу изменения конституции? Это - предложения для дальнейшей траты времени, драматическая нехватка которого начинает давать знать о себе.