Существует два взгляда на предстоящий судебный процесс по делу Михаила Ходорковского, который начнется на следующей неделе в Москве. За пределами России его воспринимают как показательный суд в сталинском духе, дуновение холодного ветерка из прошлого, однако в самой стране суд над владельцем "Юкоса" по обвинению в уклонении от уплаты налогов чаще всего видится как выведение на чистую воду богатого мошенника.
Дело Ходорковского получило значительный резонанс и стало кормушкой, из которой с удовольствием кормятся российские и симпатизирующие зарубежные исследователи. Однако полемика тут не носит характер отвлеченного политического спора. Здесь речь идет о легитимности власти в стране, раздираемой конфликтами между политическими кланами.
В России по-прежнему, как в давние времена, есть благородное сословие, и есть крестьянство. Есть те, кто правит, имея в руках политическую или экономическую власть, и есть все остальные. Они - рабочая сила для госпромышленности, бюрократы низового уровня, низкооплачиваемые учителя и все те прочие госслужащие, которые пытаются выжить на нищенскую госзарплату. Это все те же самые люди, кто не сумел или не успел нахапать себе побольше, когда бывший президент Б. Ельцин за бесценок распродавал направо и налево госсобственность.
Привилегированная каста новых русских взирает на своих соотечественников с нескрываемым презрением. На недавнем семинаре по делу М. Ходорковского, докладчик из именитого Лондонского института по исследованию проблем России и Восточной Европы подверг сомнению результаты недавних выборов, на которых В.В. Путин одержал уверенную победу, набрав подавляющее число голосов. Выразившие ему на выборах поддрежку госслужащие и рабочие предприятий госсектора были названы "паразитами".
Тем не менее, паразиты одержали победу и теперь, вероятно, пиршествуют у тела брошенного за решетку олигарха. Президент принял вызов владельцев крупных капиталов, используя для этого самое мощное из всех имеющихся в арсенале оружие: избирательные урны. Президент, бывший коммунист, противостоит проамериканскому лобби - не иронично ли это?
Однако это ставит западных инвесторов перед дилеммой. Не окажутся ли они на ничейной полосе - т.е. не у дел - в войне между Царем и новорусскими боярами-капиталистами? Обычно, когда транснациональные корпорации осуществляют инвестиции в развивающихся странах, политика тут выглядит в упрощенном виде. На встрече с президентом стороны договариваются о предстоящей сделке, заключается договор, приобретаются лицензии на бурение скважин для нефтедобычи. Однако для вступления в клуб капитализма на российский манер требует от инвесторов, чтобы они питались и со стола олигархов. Такова, например, судьба сделки, заключенной компанией "Бритиш Петролеум" с главой "Альфа Груп" Михаилом Фридманом.
По этой же причины со стороны иностранных инвесторов слышны бесконечные стенания по поводу главенства закона и отсутствия оного в России - поддержит ли суд мой контакт или судья прикормлен моим российским партнером? Будет ли налоговая полиция выжимать из меня дополнительно миллион баксов? К сожалению, действительность и того проще. В России существует закон, но писан он лишь для тех, кто стоит у власти и рулит. Всем остальным лучше не высовываться - сопеть себе в тряпочку.
Проблема с Ходорковским вышла на первый план потому, что он и был как раз одним из тех, кто рулит. Он - из знати, нувориш, как и все олигархи, но от этого он не становится менее значимой фигурой. Он, не стесняясь, тиражировал в СМИ свои взгляды, финансировал нужных людей, оказывал протекцию. Приобрел газету. Он был не просто богатым человеком, он принадлежал к интеллигенции. Не случайно это слово - русского происхождения. В Англии представители подобного сословия - объект наших постоянных шуток. А в России они у руля, во всяком случае они так это пытаются представить. Тонкий политик, Путин сразу понял, с какой силой имеет дело, и поэтому он заключил с олигархом негласное соглашение - ты занимайся бизнесом, а я тебя оставлю в покое, но - держись подальше от политики.
Мы знаем, что Михаил Борисович нарушил этот уговор, начал активно заниматься финансированием политических партий, влиять на исход выборов. Когда налоговая полиция нагрянула с обысками и выемками документов из его офиса, глава "Юкоса", похоже, забыл о подстерегающей его опасности и настаивал на соблюдении и уважении требований закона. Какой такой закон имел тогда в виду олигарх? Думал ли он российском налоговом законодательстве, которое "Юкос" ловко обходил, направляя половину выручки от продажи нефти через внутрикорпоративные оффшоры? Поговорите с российскими юристами о налоговом кодексе 90-х гг., и они поведуют вам странную историю о приобретшем массовый характер уклонении от уплаты налогов в госказну. Никто в стране не платил причитающихся налогов - для этого существовали специальные сделки, велись переговоры с представителями властей. "Юкосу" все это удавалось как никому другому, но до поры до времени - до настоящего времени.
Выдались теплые денечки для кремлевских паразитов - на их улице теперь праздник. Цены на нефть нынче на небывало высоком уровне, и российский рынок ценных бумаг, похоже, забыл о деле Ходорковского. У Президента Путина нынче праздник.
Но он не долго будет продолжаться, этот праздник, и транснациональные корпорации это хорошо знают. Им надо утвердить свою власть и устанавливать партнерские отношения, которые не будет вмиг сметены, когда у правящего класса России вдруг резко изменятся правила игры.