Решение Верховного суда по вопросу обращения в веру и гражданства укрепило еврейскую сущность Государства Израиль, принадлежащего всему еврейскому народу, а не только его части. Решение продвинуло еврейский плюрализм в Израиле и стало крупным ударом по постсионистским идеям.
Несколько дней назад Верховный суд утвердил еврейскую сущность Государства Израиль, когда расширенная комиссия из 11 судей постановила, что обращение в иудейскую веру дает прошедшему необходимую процедуру, где бы он ни жил, право без задержек и возражений стать представителем еврейской нации в Сионе.
Речь идет об одном из самых важных постановлений, принятых в последние годы Верховным судом. Юридический орган, который многие рассматривают как бастион светского радикализма, отверг позицию министра внутренних дел от партии 'Шинуй' Авраама Пораза, который считает, что нет связи между обращением в веру и принятием израильского гражданства. Суд постановил, что существует безусловная связь между принятием иудаизма и правом стать членом еврейской нации в Сионе. На практике это решение умаляет шансы сторонников постсионистской концепции о том, что Израиль должен быть государством только для своих граждан, утвердить свои взгляды. Таким образом, решение Верховного суда можно считать одним из самых важных в его истории, несмотря на то, что суд фактически не затронул вопрос, о какой форме обращения в веру идет речь.
Ключевое слово здесь 'фактически'. Юридические решения не принимаются в вакууме, а становятся неотъемлемой частью развивающихся реалий конкретной социальной среды. Следовательно, они должны интерпретироваться в самом широком смысле, связанном с окружающей реальностью. Это безусловно применимо к последнему решению, которое, по представлению судей, способно оставить след на израильском обществе и во многом определять связь Израиля с остальным еврейским миром.
Когда ранее Верховный суд заставил государство признать обращение в веру за рубежом, он в принципе подтвердил легитимность неортодоксальной формы принятия иудаизма. Теперь, когда суд установил связь между алией (правом иммигрировать в Израиль) и обращением в веру, сомнительно, что процедуры, совершенные за рубежом, не будут считаться легальными, если их совершат в Израиле.
Бывший главный сефардский раввин Израиля Бакши-Дорон из города Ришон-Лецион быстро понял новую ситуацию. Он незамедлительно призвал положить конец монополии ортодоксальных институтов в вопросе подтверждения личного статуса. Дальновидность и мудрость помогли ему осознать широкий контекст решения Верховного суда. Стало очевидно, что возможность поддержки Верховным судом идеи о сущности Государства Израиль как государства ортодоксальных евреев, принадлежащего узкой ветви иудаизма, практически равна нулю. Отныне будет невозможно говорить о Государстве Израиль как о еврейском государстве, если при этом не имеется в виду государство для всех евреев.
Это особенно актуально на фоне возрождающейся волны антисемитизма и растущих сомнений по поводу моральных основ самого существования Израиля. Какие контрдоводы мы приведем сомневающимся в праве Израиля на статус еврейского государства, если сами провозгласим его еврейским государством, принадлежащим только одной незначительной фракции всего еврейского мира?
Если же мы примем аргументы в пользу существования Государства Израиль как еврейского государства в широком смысле этого понятия, то не сможем отрицать равенства в правах между всеми течениями иудаизма. Мы должны будем позволить гражданам Израиля выбирать, как они предпочитают жить и проявлять свою иудейскую сущность, если вообще сочтут это нужным.
На заре 21-го века мы уже не можем говорить людям, каким образом им следует жениться, разводиться, быть похороненными или переходить в другую веру. Мы обязаны дать каждому свободу выбора в соответствии с его личными убеждениями и верованиями, а для агностиков и атеистов - в соответствии с их неверием.
Сегодня в Израиле проживают 300 тысяч репатриантов, не являющихся евреями согласно своду еврейских законов 'Галаха'. К ним нельзя больше относиться как к гражданам 'второго сорта', не имеющим возможности влиться в свою новую родину. Разрушение монополии ортодоксов может доставить неприятности их номенклатуре, но зато принесет пользу иудаизму и всем, кто хочет в него обратиться.