Ежегодный саммит "Большой Восьмерки" в американском штате Джорджия открылся заслуженными одобрениями в адрес резолюции Совета Безопасности ООН по Ираку, которая была принята единогласно. Президент Буш оправданно смог указать на готовность своей администрации идти на компромисс, переговоры и сотрудничество с союзниками Америки в вопросе, занимающем ключевое место на встрече в Си-Айленде. После серьезных прошлогодних расхождений это внесло примирительные нотки в атмосферу, и в результате участникам саммита стало проще найти общие позиции и по другим вопросам. Кроме того, это Бушу позволило подчеркнуть важное достижение его внешней политики, а также благоприятно сказалось на Тони Блэре, который последнее время в Британии подвергался постоянным нападкам из-за ситуации в Ираке.
Резолюция ООН важна не толька для международного признания законности нового временного правительства и утверждения целей коалиции по созданию стабильного, демократического, плюралистического и единого Ирака на руинах хусейновской диктатуры. Она также официально ставит точку в бессмыссленных пререканиях западных союзников относительно будущего страны, так как во многом эти дебаты были вызваны политической гордостью и задетым самолюбием тех стран, которые изначально были против войны. Америка и Великобритания сделали все возможное, чтобы снять возражения Франции и России. И хотя получившийся в итоге компромисс слишком зависит от неопределенности ключевого вопроса о санкционировании военных операций силами коалиции, терпение и дипломатичность США принесли свои плоды. Единогласная поддержка окончательного проекта резолюции означает международную солидарность и запоздалое признание послевоенной действительности.
Однако голосование не только заставляет замолчать критиков в Париже и Москве, но и опровергает распространенное среди соседей Ирака мнение о том, что целью войны для США было получить контроль над иракской нефтью и создать постоянные военные базы. Как сказал в Нью-Йорке министр иностранных дел Ирака Хошияр Зебари, резолюция доказала несостоятельность идеи об "оккупации" Ирака. Но она должна сделать еще больше. Она должна убедить другие арабские страны прекратить пропагандистские кампании и принять новое правительство как суверенного партнера, а не марионетку, окружить Багдад экономическими, политическими и культурными связями, которые вернут ему влияние в регионе и ускорят восстановление самоуважения.
Вчера Буш предпринял еще один многообещающий шаг, чтобы улучшить перспективы стабилизации Ирака - он призвал "Большую Восьмерку" и другие государства списать значительную часть 120-миллиардного долга страны. Небольшим странам и тем, кто, как Россия, ждут погашения давнего долга, предложение может не понравиться, но нынешняя кампания насилия создает достаточно препятствий для установления демократии и восстановления Ирака и без непомерной ноши долгов, накопленных Саддамом Хусейном.
Кроме того, американский президент использовал дипломатический успех в Нью-Йорке, чтобы продолжить на саммите "Восьмерки" еще одну тему, связанную со свержением Хусейна - необходимость распространить демократию и на другие страны региона. Тема не нова. Ее давно поднимают отважные реформаторы на Ближнем Востоке и за его пределами, не считающие диктатуру необходимой.
Теперь, когда в Ираке сделан первый шаг к законности, эта инициатива набирает обороты. Расширенные переговоры в регионе и поддержка союзников обеспечивают ей более широкую поддержку и делают более приемлемой - а у недемократических правительств, использующих страх как средство выживания, не остается оправданий. Как показало голосование в ООН, самое важное - это процветание и стабильность в регионе. А необходимым условием этого является демократия.