Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Умер Рэй Чарльз, король музыки в стиле 'соул'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Законодатель американской музыкальной моды на протяжении более полувека, Рэй Чарльз - знаменитый пианист с блюзовым голосом, внесший элементы и подлинный дух музыки в стиле 'соул' в кантри, джаз, рок и любой другой музыкальный жанр, в котором он пробовал себя, скончался вчера в своем доме в Беверли Хиллс, шт. Калифорния, в возрасте 73 лет

Законодатель американской музыкальной моды на протяжении более полувека, Рэй Чарльз - знаменитый пианист с блюзовым голосом, внесший элементы и подлинный дух музыки в стиле 'соул' в кантри, джаз, рок и любой другой музыкальный жанр, в котором он пробовал себя, скончался вчера в своем доме в Беверли Хиллс, шт. Калифорния, в возрасте 73 лет.

В прошлом году музыканту была сделана успешная операция на бедре, и в этом месяце он собирался отправиться в концертное турне. Однако у певца обострились другие заболевания, и он скончался от осложнений, связанных с болезнью печени, - сообщил его агент по рекламе Джерри Дигни.

Р. Чарльз прославился как исполнитель, автор песен, руководитель музыкальных коллективов и продюсер. Несмотря на то, что он был слепой с рождения, Р. Чарльз был замечательным пианистом. Он играл в стиле мощного и грубоватого пианинного джаза, как раньше играли в дешевых пивных Нью-Орлеана, и сознательно заниженного по уровню свинга. Однако голос певца затмевал его мастерскую игру на пианино. Р. Чарльз обладал ярко выраженным, сильным и замечательным образом непредсказуемым баритоном, окрашенным в блюзовых тонах.

На сцене этот человек, как истинный блюзмен, был способен к неистовым телодвижениям и, как поп-звезда, мог тихо, проникновенно и с чувством петь перед микрофоном. Он умело владел голосом, изображая всплеск эмоций и их затухание, создавая особый эмоциональный накал. Даже в начале своей музыкальной карьеры у него был голос опытного исполнителя - человека, познавшего светлые устремления и безумные пороки человечества.

Срываясь временами на фальцет, протяжно растягивая слово, чтобы затем оборвать его смехом или рыданием, иногда переходя на еле слышное шептание, сменяемое затем громким пронзительным воплем, Рей Чарльз мог изобразить искусное или грубое звучание, быть порывистым или нерешительным, веселым или грустным, беспечным или полным слез, приземленным или неземным. Он мог извергать первобытный крик и одновременно с этим исполнять сложнейшие джазовые пассажи в стиле бибоп. Одной единственной фразой этот уникальный человек мог выразить на сцене чувства экзальтации, печали или решимости.

В 1950-е гг. Р. Чарльз становится главным законодателем музыки в стиле 'соул' в США. В нерелигиозные, светские сюжеты он вносит мощь и пафос чернокожих американцев. Однако уже вскоре его музыку уже нельзя было отождествлять с какой-то определенной категорией или жанром. Исполняя любую из столь близких ему песен - начиная от 'Аллилуйя, я так ее люблю!', и, кончая такими шедеврами, как 'Не могу тебя разлюбить' и 'Джорджия живет в моем сердце и мыслях', 'Прекрасная Америка', он тем самым как бы заявлял, что ему по праву принадлежит все музыкальное богатство Америки. За свою жизнь Рэй Чарльз выпустил более 60 альбомов. Этот музыкант оказал влияние на целые поколения музыкантов, играющих рок и блюз.

Джо Леви, музыкальный редактор журнала 'Роллинг Стоун' заметил: 'Пластинки хитов, которые он выпустил на фирме грамзаписи 'Атлантик' в середине 50-х, оказали огромное влияние на всю создаваемую в последующие годы музыку в стиле рок-н-ролл и блюз'.

Д. Леви продолжает: 'Рей Чарльз сумел объединить духовное и земное, у него духовная музыка в стиле негритянских госпелов отлично сочетается с современной блюзовой манерой'. Далее музыкальный критик отмечает: 'Его называют гением, потому что никакая сила не могла удержать его в рамках какого-то одного жанра. Он был не просто ритм-и-блюзовым музыкантом. Он был также и выдающимся джазменом. В начале 60-х он начал исполнять композиции в стиле кантри. За исключением Би Би Кинга, нет на музыкальном небосклоне другой фигуры такой же величины; нет звезды, светившей столь долгое время'.

В интервью для 'Нью-Йорк Таймс', которое исполнитель дал в начале года, после того как из-за операции он на целые месяцы был вынужден прекратить творческую деятельность, Р. Чарльз делится размышлениями о своей музыкальной карьере и сообщает, что очень хотел бы снова выступить перед публикой.

'Да, я собираюсь продолжать совершать турне, давать концерты, это - моя жизнь, у меня это в крови', - сказал Р. Чарльз на одной из студий звукозаписи, расположенной в Лос-Анджелесе. 'В этом я похож на Каунта Бейси и Дюка Эллингтона. До тех пор, пока Всевышний не призовет меня к Себе, я буду продолжать этим заниматься'. Спустя всего несколько недель после этого интервью он отменил концерт, запланированный на 2 марта в концертном зале 'Элис Талли Холл', что на Манхеттене, из-за возникших послеоперационных осложнений.

'Я не буду жить вечно, - сказал музыкант во время интервью на студии звукозаписи. - Ума, чтобы это понять у меня хватает. И дело не в том, как долго я буду жить, вопрос в другом - насколько хороша будет моя жизнь'.

Недавно Р. Чарльз записал альбом, где спел дуэтом с такими известными исполнителями, как Нора Джоунс, Би Би Кинг, Уилли Нельсон, Бонни Райтт, Майкл МакДональд и Джеймс Тейлор. Выход альбома был запланирован на август месяц. Завершены съемки кинокартины режиссера Тейлора Хэкфорда под броским названием 'Распахнуть сердце: история жизни Рея Чарльза', с Джеми Фокс в главной роли, однако продюсеры заявляют, что не уверены, сможет ли она выйти на экраны в этом или следующем году.

Творчество Рея Чарльза оказало большое влияние на таких певцов, как Элвис Прэсли, Арета Франклин, Стиви Уандер, Ван Моррисон и Билли Джоэл. Но на самого его оказало влияние творчество совсем другого исполнителя - певца Нат Кинг Кола.