Том Лантос - представитель Демократической партии, член сенатского комитета по международным делам.
Известного телеведущего Теда Коппела (Ted Koppel) пару лет назад чрезвычайно напугали слухи о том, что руководство телекомпании 'АВС' собирается заменить его известную программу новостей популярным ток-шоу. Эти слухи быстро исчезли, когда посыпались протесты и зазвучали возмущенные голоса. Программа 'Nightline' (Ночная линия) в результате завоевала еще большее уважение и популярность.
А теперь представьте себе, что программу Коппела закрыли, а его самого уволили - и не для того, чтобы привлечь больше телезрителей, а просто, чтобы заткнуть рот ведущему журналисту и предупредить тем самым других. И что это делается по настоянию Белого Дома.
По сути дела именно это произошло на прошлой неделе с самым популярным и влиятельным телеведущим российского телевидения Леонидом Парфеновым, одним из последних независимых журналистов крупнейшего российского телевизионного канала. Парфенов был уволен с работы в результате цензурного скандала, который, по всей вероятности, был инициирован Кремлем.
Это еще один тревожный знак правления президента Путина: возвращение к авторитарному стилю руководства по-советски. Эта тенденция проявляется не только в неумолимом усилении контроля Кремля за средствами массовой информации. Кремль также укрепляет свой контроль за региональной законодательной властью и судами. Кремль проявляет растущую нетерпимость к общественным организациям, пытающимся контролировать действия государства.
Возникает естественный вопрос: почему на встрече глав ведущих промышленно развитых демократических стран, составляющих Большую Восьмерку, не состоялось обсуждения вопроса о несоблюдении Россией демократических норм? России следовало вынести всеобщее порицание за повторяющиеся нарушения принципов открытого общества, даже если бы это поставило союзника в войне с терроризмом в неловкое положение.
В ноябре прошлого года я совместно с другими организаторами провел совещание по проблемам российской демократии, в котором приняли участие представители от обеих партий. Целью совещания было привлечь внимание членов Конгресса к исчезающим завоеваниям свобод в России. За месяц до этого российские власти провели бесцеремонный арест лидера российского бизнеса Михаила Ходорковского, который первым попытался внедрить принципы прозрачности в корпоративном управлении по западному образцу. Это стало явным сигналом, что он не должен вмешиваться в процесс предстоящих выборов.
Я совместно с представителем республиканцев Кристофером Коксом (Christopher Cox) внес на рассмотрение Конгресса проект резолюции, призывающей США и партнеров по Большой Восьмерке пересмотреть решение о членстве России. После своего переизбрания на второй срок в марте Путин объявил, что он будет укреплять демократию и главенство закона. Однако, зная, как российский президент во время своего первого срока правления старательно консолидировал государственную власть и укреплял контроль над гражданским обществом, я испытывал мрачное ощущение, что слушаю несколько переработанную речь руководителя советской Коммунистической партии, в которой ораторская риторика совершенно не соответствует реальности.
Проверка на такое соответствие состоялась в мае, когда Путин в своем обращении к нации обрушился с нападками на неправительственные организации. Он утверждал, что вместо защиты 'реальных интересов людей' некоторые такие организации просто стремятся выколотить денежные средства из иностранных источников или работают на 'сомнительные группы и коммерческие интересы'. Угроза Путина была совершенно ясной: большинство независимых организаций сегодня получают средства для своей деятельности от зарубежных демократических групп или от российских диссидентов, таких как Ходорковский.
Члены Восьмерки обязаны оказать моральную поддержку демократическим силам России, открыто заявив о своем несогласии с жестким стилем правления Путина. Большая Восьмерка является двигателем экономического прогресса и маяком развития. Когда в середине 90-х США и партнеры по Большой Семерке пригласили Россию вступить в ее ряды, тогдашний российский президент Борис Ельцин взял на себя обязательство осуществить далеко идущие демократические и рыночные реформы. Однако при Путине эти обещания оказались нарушенными, а демократические реформы были свернуты.
Российские лидеры знают, как должна выглядеть реальная демократия. В картину настоящей демократии никак не вписываются аресты критиков власти и усиление государственного контроля над независимыми средствами массовой информации. Такая практика не может быть приемлемой где бы то ни было, особенно в стране, которая претендует на роль ведущей мировой державы.