Завершившаяся вчера в Джорджии встреча стран-членов Большой Восьмерки (Германия, Канада, Соединенные Штаты, Франция, Япония, Великобритания, Италия и Россия) оказалась, в различных аспектах, действом притворным и показывающим неспособность членов 'клуба' принимать конкретные решения. В страстном желании 'сделать фото' представителей этих стран чувствовалось стремление обойти существующие - и глубокие - противоречия, нарушающие союз влиятельных правителей.
Упомянутые противоречия сделали бессодержательной гротескную попытку Белого Дома принести 'демократию и процветание' на Ближний Восток - а для выдвижения подобного предложения надо было обладать изрядной долей цинизма, если вспомнить о действиях американцев в иракской тюрьме Абу-Грейб - и документ был сокращен до объявления о благих намерениях. Вашингтону пришлось отказаться от своей попытки заручиться в ходе встречи поддержкой членов Североатлантического союза для вмешательства этой организации в ход иракской оккупации, и эта тема даже не упоминалась в итоговой резолюции. Срок действия принятого в 1999 году механизма помощи богатых стран самым нуждающимся государствам - так называемая Инициатива HIPC - был увеличен еще на 2 года. План действий по борьбе с пролиферацией оружия массового поражения оказался лицемерным документом, выражающим 'серьезную обеспокоенность' членов клуба самых богатых стран мира ядерными программами Северной Кореи и Ирана. При этом в принятой резолюции не было упомянуто ни одного слова о ядерном оружии, уже разработанном Израилем, Индией и Пакистаном. В отношении палестино-израильского конфликта сильные мира сего ограничились заявлением о поддержке 'Дорожной Карты' - этого туманного, неприменимого на практике и несправедливого плана по реактивации процесса мирного урегулирования, начатого десятилетие назад в Осло и разрушаемого, начиная с 1996 года, крайне правыми политиками Израиля.
Единственными конкретными и значимыми мерами, принятыми в ходе саммита в Джорджии, стали международная программа по разработке вакцины против СПИДа - безусловно крайне положительное решение, на нужды которого было выделено 15 миллионов долларов - и формирование (к 2010 году) международного миротворческого контингента, общей численностью 75000 служащих с явно колониальным характером и стремлением к вмешательству в дела других стран. Местом действия будущего контингента в основном станут африканские страны.
Но несущественные результаты саммита не смогли вызвать позитивной реакции за рамками встречи Большой Восьмерки. Большая часть арабского и исламского мира - исключение составили лишь марионеточные правительства Афганистана и Ирака - с беспокойством и раздражением отнеслись к стремлению Буша помочь им стать 'демократическими и процветающими'. Даже президент Франции Жак Ширак (Jacques Chirac) - активный участник встречи в Джорджии - отметил, что страны Магриба и Ближнего Востока 'не нуждаются в миссионерах от демократии'. Находившиеся на встрече дипломатические источники даже заявили, что подобная инициатива 'не более, чем расчет на возможность военного присутствия' в регионе. Президент Нигерии Олусегун Обасанджо (Olesegun Obasanjo), в числе других представителей 'бедных' стран присутствовавший на некоторых встречах G-8, в свою очередь дискредитировал программу HIPC, назвав ее 'благотворительными пожертвованиями'. В ходе прошедшего саммита французскому и канадскому лидерам удалось показать бессмысленность попытки найти решение глобальных экономических проблем в отсутствии таких государств с зарождающейся мощной экономикой как Бразилия, Китай, Индия и Южная Африка.
В итоге встреча в Джорджии представителей клуба самых могущественных стран планеты показала очевидность серьезных внутренних разногласий - углубленных к тому же за время президентства Джорджа Буша - и неспособность предоставить международному сообществу нечто большее, чем обновленный колониализм и 15 миллионов долларов на борьбу с вирусом иммунодефицита.