Болото. Сплошное болото. Реки, еще покрытые до июня льдом, ведут в никуда. Еще несколько недель и все зальет вода. Это Западная Сибирь. Потом появятся комары - наряду с зимой это второе наказание Сибири.
С вертолета Ми-8 вскоре становится понятно, почему Сибирь пока еще не утрачена. Буровые вышки, рядом - горящие ярким пламенем факелы, это горит попутный газ, появляющийся при добыче нефти. В четырехугольнике между городами Нижневартовск, Нефтеюганск, Тюмень и Сургут кроются богатства России. Крупнейшие нефтяные концерны страны, ЮКОС, 'Лукойл', 'Сургутнефтегаз', 'Сибнефть' и ТНК, добывают здесь пятую часть российского внутреннего валового продукта.
В прошлом году нефтяные концерны добыли 421 миллион тонн нефти, больше чем лидер в отрасли Саудовская Аравия. В этом году они собираются, невзирая на ограничения на объемы добычи, устанавливаемые ОПЕК, увеличить добычу, по меньшей мере, на десять процентов. В апреле Россия добывала девять миллионов баррелей в день (1 баррель - 159 литров), это одиннадцать процентов мировой добычи. Западное ноу-хау продолжает находить свое применение в российской нефтяной промышленности. Ни одно крупное предприятие не избежало того, чтобы не нанять за большие деньги техасца или британца, которые бы отвечали в компании за производственную или финансовую сторону дела.
Даже при условии, что для увеличения объемов добычи в среднесрочной перспективе необходимы более солидные инвестиции, месторождения, казалось, пришедшие, в негодность, превратились благодаря такому трансферту знаний в интересные объекты. Добывать нефть в России выгодно. В прошлом году чистая прибыль всех нефтяных концернов составила примерно 25 миллиардов долларов США, оборот - 70 миллиардов долларов. Для сравнения, все российские нефтяные предприятия были приватизированы, зачастую по сговору, меньше, чем за пять миллиардов долларов США. Черное золото стало причиной того, что в Москве теперь живет больше миллиардеров (33), чем в Нью-Йорке (31).
В страну приходят крупные компании. Начало положил год назад концерн ВР, он создал с компанией ТНК совместное предприятие стоимостью 14 миллиардов долларов США. Как и полагается, не в стороне был и Путин. Теперь об интересе к приобретению блокирующего пакета акций компании 'Сибнефть' заявил финансовый директор французского сырьевого концерна 'Total' Роберт Костен (Robert Castaigne). Предполагаемая цена - четыре миллиарда долларов США. Министерству экономики свой интерес к приобретению 7,6 процента акций 'Лукойла' высказала также компания 'Conoco-Philips'.
'В этом году мы, наверняка, станем в российской нефтяной отрасли свидетелями сделок по приобретению акций на миллиарды долларов или слияний с участием западных концернов', - говорит Пол Коллисон (Paul Collison), аналитик, специализирующийся в брокерской компании 'Brunswick UBS' на нефтяной отрасли. Действительно, об участии в нефтяном бизнесе в России ведут переговоры также компании 'Chevron Texaco', 'Royal Dutch/Shell', 'Exxon Mobil' и другие. Коллис подсчитал, что Россия располагает намного большими запасами нефти, чем было принято считать до сих пор. Они составляют не 60 миллиардов баррелей, а 180 миллиардов. Таким образом, более крупные запасы, 264 миллиарда баррелей, имеет только Саудовская Аравия.
Российская нефтяная промышленность представляет интерес для людей с Запада по той причине, что запасы недооценены, и что, иначе, чем в большинстве других нефтедобывающих стран, они находятся в частных руках. Ведущее место в мире по запасам нефти занимают два российских концерна: 'Лукойл' и ЮКОС. Между тем, министр природных ресурсов Юрий Трутнев ставит грандам отрасли в упрек, что те преднамеренно создают резервы, чтобы поднимать цены на фондовом рынке. 'В регионах крупные концерны, квази-монополисты, берут одну скважину за другой, невзирая на то, будут они их эксплуатировать или нет'. Трутнев считает, что отсутствует конкуренция, которая могла бы сделать российскую нефтяную промышленность более эффективной. 'Крупные компании припирают к стене мелкие фирмы'.
В то время, как Трутнев выступает за усиление конкуренции среди частных компаний, его шеф, президент Владимир Путин, хочет видеть в качестве ведущего игрока в нефтяной отрасли государство. Схватка за ЮКОС, за крупнейший нефтяной концерн страны, показывает, что глава Кремля стремится к частичной национализации нефтяного сектора. С тем, чтобы национализировать ЮКОС, в качестве инструмента используются прокуратура, судьи и налоговая полиция. Бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский сидит с октября в следственной тюрьме. В эту среду начинается сам судебный процесс.
Государственный концерн 'Газпром' уже проявил интерес к активам ЮКОСа. Все, как по заказу: до конца этого года газовый монополист собирается заняться крупным нефтяным бизнесом. Только вот у дочерней компании 'Газпромнефть' нет (пока) для этого таких резервов нефти, какие есть у частного концерна ЮКОС.
Кремль, который до сих пор контролирует лишь мало что значащий концерн 'Роснефть', сразу же превращается в лидера рынка.
При этом у Путина в руках сильный рычаг: нефтепроводы. Система нефтепроводов России находится в управлении государственной компании 'Транснефть'. Даже когда частные нефтяные концерны хотят строить свои трубопроводы с целью увеличения экспорта в страны Азии или же подумывают о трубопроводе до Мурманска, откуда можно было бы отправлять нефть морем в США, Кремль подобные частные инициативы душит. 'Наши мощности, однако, исчерпаны, - говорит глава 'Транснефти' Семен Вайншток. - Нефтепроводы превращаются в бутылочное горлышко'. Государство боится инвестировать. Так, только строительство нефте-и газопровода из Сибири в сторону тихоокеанского порта Находка может обойтись в двенадцать миллиардов долларов США.
Без Путина иностранцы не могут разрешить ни одного вопроса. Так, крупнейший в мире нефтяной концерн 'Exxon-Mobil' подал документацию, включавшую 42000 страниц, чтобы затем услышать от Кремля: о приобретении пакета акций ЮКОСа - речь шла о доле в 40 процентов - не может быть и речи. Путин, по слухам, был вне себя, когда глава концерна 'Exxon-Mobil' Ли Р. Рэймонд (Lee R. Raymond) спросил в Кремле, будут ли возражения, если, мол, американский гигант приобретет даже контрольный пакет акций ЮКОСа.
Но не услышанным может оказаться и тот, кто имеет влияние на президента. Еще несколько недель назад бизнес концерна ВР в Росси не знал никаких проблем. И вот теперь появляется все больше неприятных новостей. То государственные органы ставят якобы под вопрос лицензию на эксплуатацию Самотлорского месторождения, одного из крупнейших по запасам нефти в мире, находящегося в руках ТНК-ВР. То прокуратура ведет следствие против топ-менеджеров одной из дочерних компаний, поскольку та качает нефть, не имея на то разрешения.
'Даже если западные инвесторы идут на партнерство с российскими олигархами, которые пользуются симпатиями Кремля, такие отношения не должны сохраняться надолго', - прокомментировала ситуацию "Financial Times". И быть уверенными, что национализация минует их, иностранцы тоже не могут. Для бизнеса бывают плохие времена, считает, однако, арестованный нефтяной король Ходорковский. 'Вы думаете, - сказал он за неделю до своего ареста, - что инвестиционный климат в богатых нефтью государствах, таких, как Нигерия, лучше, чем у нас?'