Москва, 15 июня 2004 года. Когда речь заходит о поучениях в адрес Большого Бизнеса относительно корпоративной прозрачности, невозможно быть более звучным, чем президент России Владимир Путин. В последние месяцы Путин и его министры устанавливают законы для российских олигархов. Нефтяной магнат Михаил Ходорковский вскоре должен предстать перед судом по обвинению в уклонении от уплаты налогов. Его компании ЮКОС предложено уплатить недоимки по налогам в сумме 3,4 млн. долл. США, от которых она, якобы, уклонилась в 2000 году с помощью схемы трансфертных цен. Кремль заявляет, что все это является составной частью стремления правительства поощрить корпоративную социальную ответственность.
Крупнейшей российской компании, газовому гиганту "Газпром" удалось избежать недавних нападок Путина. Однако в обнародованном 8 июня с.г. докладе крупнейшего в России инвестиционного фонда "Hermitage Capital Management Ltd." с капиталом 1,5 млрд. долл. США, включающим, в том числе, акции "Газпрома", содержится резкая критика того, как осуществляется управление этой компанией. "Hermitage" указывает на финансовые аномалии в "Газпроме", которые, по его словам, в прошлом году обошлись акционерам в 2 млрд. долл. упущенной выгоды. Само правительство является крупнейшим акционером "Газпрома", а его председатель Алексей Миллер - путинский союзник.
Качество управления "Газпромом" вскоре может привлечь к себе пристальное международное внимание. Кремль намекнул, что к концу текущего года намерен снять ограничения для иностранцев на покупку распространяемых на внутреннем рынке акций "Газпрома". Когда это случится, "Газпром", учитывая его размеры (объем продаж 27 млрд. долл. США) и важность, обязательно станет крупнейшим магнитом для инвесторов на любом отсталом рынке.
Это было бы хорошей новостью, если бы не упорно сохраняющаяся озабоченность, что с миноритарными акционерами "Газпрома" поступают не по справедливости. "Hermitage" утверждает, что эта компания в последние 3 года скрыла от своих акционеров полученные от совместных предприятий доходы в размере более 500 млн. долл. США. Там сказано также, что операционные расходы "Газпрома" в прошлом году выросли более чем на 23%, и непонятно, почему.
Больше всего тревожит "Hermitage" спорная сделка по транспортировке газа из Туркменистана на Украину. "Hermitage" утверждает, что в прошлом году "Газпром" лишился дохода в сумме 767 млн. долл. США, выдав торговой компании "Уралтрансгаз" (Eural Trans Gas) на исключительно благоприятных условиях подряд на операции по поставкам газа. "Уралтрансгаз" имеет эксклюзивный подряд на транспортировку газа из Туркменистана на Украину по трубопроводам, которые на 100% принадлежат "Газпрому" и эксплуатируются им. "Я не могу понять, почему 'Газпром' не захотел максимизировать собственные интересы", - говорит генеральный директор "Hermitage" Уильям Броудер (William F. Browder).
"Газпром" обвинения из уст директора "Hermitage" отрицает. "Мы благодарны за критику, но, к сожалению ('Hermitage') допустил ошибки по части как фактов, так и цифр и сделал неверные предположения", - заявляет Денис Игнатьев, начальник отдела по работе с зарубежными и региональными средствами массовой информации (СМИ). В своем заявлении "Газпром" указал, что рост курса евро привел к удорожанию стоимости оборудования, и расходы на транспортировку газа на некоторые экспортные рынки выросли. Там сказано также, что несоответствия в заявленных доходах от совместных предприятий обусловлены существованием убыточных совместных предприятий.
Все эти обвинения звучат болезненно знакомо. В 2001 году инвесторы радовались, когда Путин уволил бывшего главу "Газпрома" и посадил на его место Миллера. Они надеялись, что новая путинская команда положит конец схемам, которые, как утверждали критики, лишают компанию части прибылей. При прежнем боссе, Реме Вяхиреве, разразился скандал из-за связей "Газпрома" с зарегистрированной в американском штате Флорида торговой компанией "Итера" (Itera). "Итера" получала прибыль, покупая у "Газпрома" газ по дешевке и перепродавая его на рынках таких стран, как Украина. Критически настроенные акционеры и СМИ высказывали предположения, что "Итера" имеет связи с прежним руководством "Газпрома", хотя наличие таких связей никогда не было доказано.
"Газпром" больше не использует "Итеру" как посредника в продаже газа. Плохая новость, в глазах таких инвесторов, как "Hermitage", это то, что "Уралтрансгаз", кажется, занял место "Итеры".
Рождение "Уралтрансгаза" окутано тайной. Эта компания была зарегистрирована 6 декабря 2002 года в Венгрии. Ее основателями были трое румын и один израильтянин. За день до того, как она была зарегистрирована, по соглашению между "Газпромом" и украинской национальной нефтегазовой компанией "Нафтогаз" (Naftogaz) компания "Уралтрансгаз" была назначена агентом по транспортировке газа из Туркменистана на Украину. В обмен на эти услуги "Уралтрансгаз" получает 38% этого газа - около 13 млрд. кубометров в год - не платя за них. Продавая затем этот газ, "Уралтрансгаз" сумел отвоевать для себя 57% газового рынка Украины и продолжает завоевывать более прибыльные рынки к западу от нее, где становится крупным конкурентом "Газпрома".
По оценке "Hermitage", в 2003 году "Уралтрансгаз" заработал 510 млн. долл. США на продаже газа Украине и дополнительно 682 млн. долл. США - на продаже 5,2 млрд. кубометров газа по более дорогой цене Германии, Польше и Словакии, в результате чего его общая прибыль в 2003 году составила 1,19 млрд. долл. США. Однако "Уралтрансгаз" выплатил всего 425 млн. долл. США "Газпрому" за использование его трубопроводов, которые являются единственным способом доставки газа из Туркменистана на Украину. Чистая прибыль "Уралтрансгаза", по свидетельству "Hermitage", составила 767 млн. долл. США. На веб-сайте "Уралтрансгаза" имеется информация, что общая прибыль компании в прошлом году составила 220 млн. долл. США - все равно очень много для компании, которая не владеет имуществом. "Посредник в операциях такого рода не имеет смысла", - считает аналитик московской брокерской компании "Тройка Диалог" Каха Кикнавелидзе.
Так кто же те счастливчики, которые на этом наживаются? Венгерский управляющий "Уралтрансгаза" Андрас Кнопп (Andras Knopp) в интервью украинской газете "Зеркало Недели" (Zerkalo Nedeli) в октябре прошлого года заявил, что четверо акционеров временно действовали по поручению "Газпрома" и "Нафтогаза", чтобы воспользоваться венгерскими налоговыми льготами, на которые две вышеназванные компании претендовать не могли. "Газпром" это отрицает. Мы никак не связаны с 'Уралтрансгазом'", - заявляет Игнатьев. Он говорит, что украинцы потребовали, чтобы "Газпром" поставлял газ из Туркменистана через эту компанию. Комментарии официальных представителей украинского "Нафтогаза" получить не удалось.
На этом данная история не заканчивается. В марте с.г. "Уралтрансгаз" объявил, что его купили трое новых акционеров: небольшая английская компания по разведке нефтяных месторождений "Atlantic Caspian Resources", зарегистрированная в Голландии компания "JKX Gas" и австрийская компания "DEG Handels". Новым генеральным директором "Уралтрансгаза" стал Седрик Браун (Cedric Brown), президент компании "Atlantic Caspian PLC" и бывший президент компании "British Gas". В сделанном для "BusinessWeek" заявлении "Уралтрансгаз" сказал: "В сущности, нам не к лицу встревать в спор между 'Hermitage' и 'Газпромом'".
Новая структура вкладчиков едва ли пролила больше света на то, кто в действительности стоит за этой компанией. "JKX Gas" в декабре 2003 года была продана неизвестному лицу. "Atlantic Caspian" в ноябре прошлого года объявила о своем техническом банкротстве - однако была спасена в последнюю минуту недавно зарегистрированной на о. Кипр компанией "Denby Holdings". Двоих ее акционеров, оба из которых являются британскими подданными, называют содиректорами одной компании по эксплуатации гостиниц, имеющей интересы в России.
Вы запутались? То же самое случилось и с миноритарными акционерами "Газпрома". "Почему правительства России, Украины и Туркменистана вдруг позволили двум парням из Англии получить от этого экономическую выгоду в размере трех четвертей миллиарда долларов?" - вопрошает Броудер. Это такой вопрос, на который, кажется, никто не торопится отвечать.