Надежды на новое начало в Литве были большими после того, как от власти был отстранен избранный народом президент, чего в Европе пока еще не случалось. Однако после первого тура на выборах президента второй тур оставляет для надежд мало оснований. Литовцы в противовес к очевидному фавориту Адамкусу (Adamkus) отправили на президентскую гонку 'неправильного' кандидата, Казимиру Прунскене (Kazimiera Prunskiene).
Она обещает каждому крестьянину выживание в рамках ЕС, а рабочим в Игналине - надежное рабочее место на их ненадежной атомной электростанции. Вопреки всем политическим реалиям и вопреки тому, что, будучи избранной на пост президента, встанет вопрос, а сможет ли она выполнить свои обещания.
Сельские жители и жители небольших городов, чувствовавшие себя обделенными, чем ближе Литва становилась к вступлению в ЕС и чем больше они чувствовали влияние рыночного экономического курса на своей шкуре, хотят верить этим обещаниям. Они хотят снова иметь сеть органов социального обеспечения, которая была разрушена где-то на пути от государственного социализма к капитализму. Любой политик, который позаботится о ней, кто говорит на их языке и, прежде всего, не входит ни в какую партию, которые за последние годы побывали у власти, может рассчитывать на крестик в бюллетене напротив своей фамилии. Вчера Паксас, сегодня Прунскене или - на выборах в Европарламент - Викторас Успаских (Viktoras Uspaskikh): самый богатый человек Литвы, которому по иронии судьбы оказали доверие именно бедняки.
Упреки, мол, избиратели поверили популистским лозунгам, не учитывают одного: даже если большинство обещаний невыполнимо, есть мало людей, доходов которых и пенсий недостаточно для выживания. Если в этом ничего не изменится, путь открыт для любого популиста. Коррупция, бедность и политический популизм это опасное смешение, под воздействием которого в посткоммунистических странах находятся не только литовцы.