В современном мире не происходит ни единой войны, которая могла бы вестись только на одном фронте. В действительности борьба ведется на семи фронтах и, чтобы быть убедительным, победителю необходимо одержать победу на всех из них.
Прежде, чем раздастся первый выстрел, необходимо добиться победы на политико-дипломатическом фронте. В том же, что касается оккупации Ирака, за истекший год - точнее говоря, за время прошедшее до предыдущей недели - стало вполне очевидно, что Соединенные Штаты по всем статьям понесли поражение на поле битвы с Организацией Объединенных Наций.
Конечно же, верно и то, что Соединенные Штаты не получали одобрения ООН на изменение правившего на Гренаде или в Панаме режима. Точно также мнение ООН не спрашивалось и перед тем, как британцы вернули себе Мальвинские острова, или перед тем, как боевые самолеты НАТО начали бомбить Сербию и Косово и вынудили отступить войска Милошевича (Milosevic). Тем не менее, в случае с Ираком Вашингтон настолько превзошел самого себя в вопросах тактики, что эта кампания навсегда запомнится своей незаконностью, потому как ООН не дала своего формального согласия на ее проведение.
Когда ради разрешения нынешних проблем американские и французские дипломаты начали пытаться покупать голоса Камеруна, Гвинеи и Анголы, политический спектакль превратился в настоящий фарс. Когда единственная в мире сверхдержава в следующий раз решит прибегнуть к силе, лучше, чтобы общественное мнение было на ее стороне, или ей придется вообще отказаться от помощи.
Второе поражение было нанесено на разведывательном фронте. Вашингтон и Лондон не располагали настоящими агентами, действовавшими при режиме Саддама Хусейна (Saddam Hussein), а потому попытались купить предателей, раздавая им всяческие обещания и мобильные телефоны. Сегодня уже очевидно, что в стране не было груды оружия массового поражения, что не существовало ни контактов между Багдадом и Усамой бен Ладеном (Osama bin Laden), ни малейших намерений покупать в Нигерии уран. Все было нелепицей.
После того, как вторжение в Ирак уже состоялось, не меньшей глупостью было грубо недооценить возможную интенсивность освободительной войны, с которой союзники могли бы столкнуться. После объявления победы прошло уже 12 месяцев, партия БААС расформирована, а старый режим обезглавлен, и при этом создается впечатление, что террористы наносят удары в любом месте и в любое время, которые сочтут удобными, а частота проведения терактов постоянно растет.
Третий фронт пролегает через поле боя, и здесь, по меньшей мере, практически все прошло как по маслу. Учитывая огромную разницу между вооруженными силами сторон и решающую роль, которую в любом современном сражении играет воздушный потенциал, результат и не мог быть иным.
Точно также Соединенные Штаты практически непобедимы и на экономическом фронте. Эта нация может единолично выделять тысячи и тысячи миллионов долларов на любую военную авантюру, даже, как говорится, ничуть не растрепавшись при этом.
Тем не менее, в настоящий момент крайне важным, пятым по счету, фронтом борьбы считается, тот, что называют 'ум и сердце'. В этом смысле назначенная Соединенными Штатами временная гражданская администрация Ирака - во главе с проконсулом Полом Бремером (Paul Bremer) - допустила множество достойных сожаления ошибок, действуя, зачастую вопреки советам находившихся на юге страны своих британских союзников.
Бросив вперед 3-ю пехотную дивизию, армия Соединенных Штатов сделала ту работу, которую от нее и ждали. В следующий момент она уже сидела, сложа руки, словно говоря: 'Если надо что-то разнести в пух и прах - в этом равных нам нет, но в восстановлении мы участия не принимаем'.
И тогда встал другой вопрос: очень хорошо, а кто этим займется? Шли месяцы, а ответа так и не было. Самая первая и самая главная из задач захватчика-оккупанта - восстановление порядка и законности - была встречена пустым пожиманием плеч. Не знающий жалости криминальный мирок Ирака тут же воспользовался ситуацией: мародерство, похищения людей, покровительство организованных преступных группировок, вооруженные ограбления наносят удары по обыденной жизни иракцев.
Несмотря на ужас, охвативший Запад после публикации фотографий из тюрьмы Абу-Грейб, и, несмотря на то, что арабские враги коалиции воспользовались этим случаем ради собственной выгоды, не так давно в Великобританию пришло письмо одного высокопоставленного британского военного, находящегося в настоящий момент в Басре.
Офицер, опасающийся наказания со стороны британских властей, а потому просивший не называть его имени, утверждает, что иракцы, в большинстве своем, настолько привыкли к мысли о насилие внутри тюрем, что опубликованные доказательства зверств произвели на них гораздо меньшее впечатление, чем на Запад.
Раздражение народа, утверждает в своем письме офицер, вызвано, скорее, остающимися без наказания обыденными преступлениями: протухшей водой, зловонием фекальных вод, накапливающимся мусором, перебоями в подаче электроэнергии, нехваткой бензина и необычно высоким уровнем безработицы. Настоящую обеспокоенность иракцев вызывают проблемы, связанные с трудовой занятостью, состоянием больниц, школ, жилища и личной безопасностью.
По многим из этих направлений по-прежнему не достигнут уровень, существовавший при Саддаме и бывший и без того низким. Критично настроенные наблюдатели отмечают, что улучшения происходят с черепашьей скоростью, через пень-колоду. Причина тому заключается в плохом функционировании бюрократического аппарата, которым внутри своего багдадского Форт-Нокса окружил себя Пол Бремер.
Нет никакого сомнения в том, что в приближении намеченной передачи определенных полномочий в руки иракцев, настроение общества носит куда более враждебный характер по отношению к коалиции, чем в тот день, когда была повержена статуя Саддама.
И, наконец, стоит отметить, разумеется, так называемый фронт мировых средств массовой информации. Позади остались те дни, когда войны в основном велись вне поля зрения общества. Весь сценарий разворачивающихся событий заполнен военными корреспондентами, - настоящими и мнимыми - каждый из которых держит в руках видеокамеру.
Цифровые и информационные технологии показывают нам, что в считанные секунды можно сделать фотографию, увеличить ее, подчистить и распространить по всему миру. Открывать своими сообщениями выпуски теленовостей или заполнить все первые полосы газет также важно, как и подбить военную технику противника.
Убедить все мировые средства массовой информации в своей правоте не так уж и легко. Необходимо все умение компаний, налаживающих связи с общественностью. Такие небольшие телевизионные каналы, как 'Аль-Джазира' способны добиться в арабском мире поразительных пропагандистских результатов, разумеется, антизападного характера. Вполне возможно, что ситуация, когда любое обвинение в адрес коалиционных войск - насколько бы нелепым оно не казалось - тотчас же вызывает доверие к себе, несправедлива. И не только в арабских странах, но и среди европейских левых. А в то же самое время опровержения ложных обвинений, с доказательством в защиту коалиции, проходят незамеченными. Но положение вещей именно таково.
Если англо-американским силам вновь когда-нибудь придется начинать боевые действия, тем, кто отвечает за контроль над положением на тех пяти фронтах, что находятся вдалеке от линии огня, придется проделывать свою работу во много раз лучше, чем они сделали это в Ираке. За последние 12 месяцев было допущено столько ошибок, что их хватит на создание целой библиотеки руководств, каждое с заголовком 'Как не следует делать дела'.
Фредерик Форсайт - журналист и писатель, автор многочисленных бестселлеров; в 2003 году вышло его последнее произведение 'Мститель'.