Боб Доул в прошлом являлся лидером большинства в сенате США и кандидатом в президенты США от Республиканской партии. Его юридическая фирма "Alston & Bird" оказывает услуги группе "МЕНАТЕП" в ситуации, когда российское правительство в уголовном порядке преследует Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, двух крупных акционеров этой группы.
16 июня 2004 года. В Москве на этой неделе начинается слушание в суде объединенного уголовного дела российских бизнесменов Михаила Ходорковского и Платона Лебедева; это дело создает жуткое впечатление дежа вю (уже виденного, фр.) у тех, кто не забыл "старых недобрых дней" Советской России до 1991 года. Тогда политическим диссидентам, социальным нонконформистам и практически всем прочим угрожала доставка в попиравший принципы справедливости правительственный суд, который по сфабрикованным обвинениям мог без долгих рассуждений приговорить к тюремному заключению, ссылке или того хуже. Времена изменились, или это не так? С тех пор как Владимир Путин поднялся на вершину власти, жесткое обращение милиции и судебно-правовой системы с г-ном Ходорковским, г-ном Лебедевым и им подобными вызывает озабоченность мирового сообщества. Головокружительные дни гласности и приватизации, которые вроде бы провозгласили "новую Россию", уступили место атмосфере, которая отдает политическими репрессиями, социальным регрессом и ренационализацией ключевых отраслей экономики.
Пока жюри все еще совещается, несомненно одно: сама Россия сегодня оказалась под судом в момент, когда наблюдатели ожидают исхода этого дела. По совпадению Москва именно сейчас отчаянно стремится к полноправному членству во Всемирной торговой организации (ВТО) и к "более полному" членству в Большой Восьмерке передовых стран, что существенно укрепило бы статус России и доверие к ней как к глобальному лидеру.
Но удовлетворяет ли она всем требованиям? С каждым новым шагом России назад сомнения и противодействие возрастают.
Не далее как в прошлом месяце Европейский суд по правам человека постановил, что уголовное преследование Кремлем Владимира Гусинского, одного из первых олигархов, который попал в немилость прокуроров г-на Путина, нарушает его права человека. Аналогичным уголовным преследованиям подвергаются и другие лица, в которых г-н Путин видит своих оппонентов, в частности, Борис Березовский и Ахмед Закаев. В каждом случае выбор момента увязан с политической повесткой Кремля, а объектами нападок являются люди, представляющие для г-на Путина политическую угрозу, в то время как фавориты Кремля, которые занимаются аналогичной предпринимательской деятельностью, остаются неприкасаемыми. Между тем ключевым независимым журналистам в России все так же затыкают рот, и даже ползут слухи, что вскоре может быть ограничен доступ в Интернет. Как и нападки на свободу прессы, все эти показательные суды и аресты имущества сеют сомнения в отношении уважения Москвой главенства закона и ее приверженности демократии, правам человека и свободе предпринимательства. Одно дело было требовать отчетности о заключенных сделках и мошеннической практике во время периода большой приватизации в России. Но когда Кремль начинает вновь заниматься поисками фаворитов, чтобы их вознаградить, и врагов, чтобы их наказать, в связи с владением крупнейшими в стране бизнесами, от этого страдает инвестиционный климат в стране. Иностранные инвесторы начинают тревожиться по поводу политического риска и вкладывания денег в России, которой нельзя доверять в плане уважения прав собственности.
До сих пор Россию спасала от влияния на экономику политизации ее судебно-правовой системы огромная ценность ее природных ресурсов. Однако опасное падение цены акций компании ЮКОС в этом году является новым индикатором того, что рынки обращают внимание на меняющиеся политические обстоятельства.
Наконец, заморские инвесторы не станут закрывать глаза на события, которые делают рискованными инвестиции в стране. Всякий раз, когда Кремль наказывает конкретного бизнесмена, руководствуясь политическими соображениями, возрастает риск оттолкнуть иностранных инвесторов. В конечном счете, это может кончиться массовым исходом из страны иностранного капитала, что существенно отразилось бы на планах этой страны в отношении развития и модернизации экономики.
Уже сегодня продолжающаяся очевидная популярность г-на Путина у себя на родине резко контрастирует с его репутацией за рубежом. Хотя вполне может быть популярным делать козлов отпущения из российских бизнесменов, которые больше всех выиграли от приватизации, их уголовное преследование заставляет вспомнить о пугающей русской поговорке: "Был бы человек, а статья для него найдется". В краткосрочной перспективе эти уголовные преследования позволяют достичь политической цели отвлечения недовольства общества российскими социально-экономическими условиями от самого правительства. Но в более длительной перспективе они подрывают политическую свободу, которая жизненно необходима для поддержания наплаву новой экономики России.
Возврат к авторитаризму и неконституционным судебным процессам уже начал неблагоприятно сказываться на историческом шаге, который сделала Россия 13 лет назад, отбросив прочь советскую систему. Россия сегодня стоит на перепутье и должна принять историческое решение относительно своего будущего пути. Мир внимательно наблюдает - и надеется - что совершающийся в данный момент суд над самим российским правительством закончится позитивным для перспектив этой страны вердиктом.