Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Назад в будущее: новая гонка вооружений между США и Россией

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда Вашингтон выделил миллиарды долларов на создание новой системы противоракетной обороны и начал реализацию программы с Аляски, он всячески подчеркивал, что данная система 'не представляет угрозы для России'. Затем, с неизбежностью боксерского поединка двух сверхдержав времен холодной войны президент Владимир Путин посчитал необходимым успокоить русских. Он заявил, что американский щит можно пробить, и что серебряная пуля для этих целей была успешно испытана в феврале

Москва. - Когда Вашингтон выделил миллиарды долларов на создание новой системы противоракетной обороны и начал реализацию программы с Аляски, он всячески подчеркивал, что данная система 'не представляет угрозы для России'. Затем, с неизбежностью боксерского поединка двух сверхдержав времен холодной войны президент Владимир Путин посчитал необходимым успокоить русских. Он заявил, что американский щит можно пробить, и что серебряная пуля для этих целей была успешно испытана в феврале.

'Ни у одной страны мира еще нет такого оружия', - сказал Путин о новом оружии, которое представляет собой космическую крылатую ракету. Это оружие способно 'уничтожать цели на других континентах, двигаясь со сверхзвуковой скоростью, действуя с высокой точностью и обладая возможностью широкого маневра'.

Добро пожаловать назад, в эпоху военного соперничества США и России! По мнению аналитиков, комплекс военных усилий США, который включает систему противоракетной обороны, планы создания ядерного оружия малой мощности и расширение военного присутствия вплоть до западных рубежей России, наносит мощный удар отношениям Вашингтона с Москвой и дает толчок новой высокотехнологичной гонке вооружений.

Несмотря на заверения США о добрых намерениях, российская интерпретация новых военных шагов Америки неизбежно испытывает на себе влияние многолетней гонки вооружений и страха отстать в этом соперничестве. В Москве начался пересмотр стратегии. Высшие офицеры начали говорить об 'асимметричном' ответе, чтобы адекватно противостоять американской мощи без чрезмерных затрат, характерных для Вашингтона.

'Я считаю, что меры США являются продолжением гонки вооружений, - говорит военный обозреватель газеты 'Комсомольская Правда' Виктор Баранец, - мы со своим скромным бюджетом прилагаем усилия, чтобы догнать богатую американскую военную колесницу'.

'Они думают, что мы сошли с ума, реализуя планы по созданию системы ПРО, - заявляет Маршалл Голдман (Marshall Goldman) из Центра Дэвиса по российским исследованиям, расположенного в Гарварде, - для них это дополнительная иллюстрация того, как США все еще ведут холодную войну'.

И вопрос системы ПРО не единственный.

Работы США по созданию нового ядерного оружия стали причиной проведения в начале нынешнего года самых крупных с советских времен военных учений в России. Россия особенно внимательно следит за 'возможным появлением ядерного оружия, являющего реальным средством военного нападения'. Она рассматривает такое появление как 'крайне опасную тенденцию, подрывающую глобальную и региональную стабильность', о чем написал министр обороны Сергей Иванов в мартовском номере журнала 'Россия в глобальной политике'. 'Даже незначительное снижение порога использования ядерного оружия потребует от России пересмотра. . . использования своих сил'.

Иванов также предупредил, что 'если антироссийские элементы' будут сохраняться в наступательных военных доктринах НАТО, 'Россия будет вынуждена адекватным образом пересмотреть вопросы военного планирования . . ., включая свои ядерные силы'. В апреле четыре бельгийских истребителя Ф-16 были переброшены в Литву для воздушного патрулирования новой общей границы НАТО и России. Этот шаг вызвал резкую критику Москвы и заявления об угрозе столкновения.

Не отстать от рядового Джонса

Москва также старается найти средства, чтобы, по крайней мере, не отстать от растущей военной мощи США. В последние годы Россия приняла меры по продлению срока службы своих межконтинентальных баллистических ракет с разделяющимися головными частями СС-18 и СС-19. Она также закупила 30 МБР СС-19 на Украине. В прошлом году Путин так сказал о новых ракетах СС-19, поставленных на боевое дежурство: 'Они обладают ни с чем не сравнимым боевым потенциалом и могут преодолевать любую систему противоракетной обороны'.

Хотя эти межконтинентальные баллистические ракеты составляют важнейший компонент российских стратегических ядерных сил, работают они не всегда. Февральские испытательные пуски этих ракет, призванные стать кульминацией масштабных российских военных учений, провалились, несмотря на присутствие на этих учениях самого Путина, который в новой военно-морской форме наблюдал за ними с борта подводной лодки.

К огромному стыду Генерального Штаба Российских Вооруженных Сил, две ракеты так и не вышли из своих пусковых шахт на подводных лодках. Третья межконтинентальная баллистическая ракета, запущенная на следующий день, сошла с курса через 98 секунд полета и самоликвидировалась.

Тем не менее, 'секретным' оружием Путина может стать относительно новая трехступенчатая ракета СС-27, известная как 'Тополь-М'. Эксперты заявляют, что данная система имеет маневренную боеголовку, которая после вхождения в слои атмосферы совершает непредсказуемые высокоскоростные маневры, что делает ее уничтожение на этом этапе фактически невозможным. Практически она является космической крылатой ракетой, рожденной в результате усилий Советского Союза прорвать рейгановский противоракетный щит времен 'звездных войн', который так и не был создан.

'Трудно сказать, смогла бы Россия осуществить этот прорыв, не будь у нас серьезной обеспокоенности по поводу американской системы ПРО, - говорит Павел Подвиг из Московского физико-технического института, - противоракетная оборона не имеет реальной военной ценности, однако она обладает огромной политической ценностью. Противоракетная оборона - не настолько серьезная проблема, чтобы она смогла отбросить нас назад, ко временам холодной войны. Однако она очень затрудняет процесс разоружения'.

Российская обеспокоенность может также негативно повлиять на ее поддержку Вашингтона в войне с терроризмом.

Говорит обозреватель Виктор Баранец: 'Это может привести к охлаждению наших отношений вместо того, чтобы укреплять их в совместном противостоянии общим террористическим угрозам. Неужели США и Россия должны продолжать строительство новых самолетов, ракет и подводных лодок лишь потому, что наши мозги не очистились от грязи холодной войны?'

Начиная с 11 сентября 2001 года, Россия выступает в роли союзника Вашингтона в борьбе с терроризмом. Вместе с тем, Россия упорно противостояла выходу Вашингтона из Договора по ПРО в июне 2002 года. Договор запрещал развертывание системы противоракетной обороны. После выхода из договора США начали развертывать на Аляске 10 первых ракет-перехватчиков, предназначенных для уничтожения ракет, которые может запустить 'страна-изгой' типа Северной Кореи.

Директор московского Центра политических исследований Владимир Орлов заявляет: 'Это деньги американских налогоплательщиков. Если они хотят пустить их на ветер, почему Россия должна объяснять американцам, что их система ПРО того не стоит?'

Игра на факторе 'военной угрозы'

Несомненно, противоречивые мнения, бытующие в США относительно новой системы, не остались незамеченными в России. Хотя в конце этого года должно начаться создание ограниченного варианта системы ПРО, ведущий представитель службы Пентагона, занимающейся испытаниями систем вооружений, заявил в марте членам Конгресса, что 'в обозримом будущем' не предвидится проведение испытаний системы в реальных условиях, и что он не уверен, сработает ли противоракетный щит против северокорейской ракеты.

Главное контрольно-финансовое управление США обнаружило, что только 2 из 10 ключевых технологий ПРО в настоящее время работоспособны. В свете этого, а также в связи с обеспокоенностью растущей угрозой терроризма 49 отставных американских генералов и адмиралов в марте обратились к президенту Бушу с предложением отложить развертывание системы.

'Российские военные и ученые понимают, что система ПРО - шутка. Но данный факт не значит, что это понимают все - это уже игра политического свойства', - заявляет Теодор Постол (Theodore Postol), физик из Массачусетского Технологического Института.

'Если я начну размахивать перед носом полицейского пластмассовым пистолетом, он подумает, что я террорист и застрелит меня, хотя пластмассовый пистолет на деле совершенно безобиден, - добавляет Постол, - именно в эту игру играет администрация Буша, и эта игра имеет крайне негативные последствия для США'.

Некоторые здесь, в России тихо приветствуют такие последствия. 'Россия думает, следует ли ей реально выступить против новой системы вооружений США или использовать ее в качестве оправдания для наращивания собственных вооружений', - говорит Иван Сафранчук, возглавляющий московский офис Центра оборонной информации.

Для российской оборонной промышленности, долгое время пребывающей в упадке, шаги США могут показаться подарком судьбы.

По словам независимого московского военного аналитика Павла Фельгенгауэра, это даст 'оборонщикам' возможность реанимировать программы, которые они активно проводили в жизнь в 80-х годах. Он заявляет, что несколько лет назад некоторые представители высших эшелонов российской власти говорили ему, что уже готовы планы возобновления испытаний ядерного оружия, и 'они начнут осуществляться, как только американцы сделают неверный шаг и дадут для этого повод, чтобы свалить на них всю вину'.

Уже есть признаки того, что Россия агрессивно отреагировала на планы США по созданию ПРО, причем отреагировала еще до того, как высохла тушь на чертежах. В 2002 году Россия провела учения, в которых имитировалось нападение на московскую систему противоракетной обороны. По словам экспертов, эти учения очень напоминали атаку на американскую систему ПРО.

Говорит Дэвид Олбрайт (David Albright), возглавляющий вашингтонский Институт научных проблем и международной безопасности: 'Из истории мы знаем, что люди и страны так или иначе реагируют. Я полагаю, что Россия в ответ начнет вкладывать деньги в свои ядерные программы НИОКР'.

Действительно, военные историки обращают в качестве примера внимание на исторический факт: создание кольца противоракетной обороны вокруг Москвы в конце 60-х годов вызвало крайне бурную ответную реакцию США и подхлестнуло создание новых американских ядерных арсеналов.

В соответствии с опубликованным недавно в Бюллетене ученых-атомщиков (Bulletin of the Atomic Scientists) подробным анализом, в 1967 году ЦРУ давало оценку, что слабо укрепленная московская система противоракетной обороны может быть 'подавлена и уничтожена'. Тем не менее, на нее нацелили ракеты 'Поларис' с подводных лодок и более 100 межконтинентальных баллистических ракет 'Минитмен' - всего более 10 процентов американских ракетных ядерных сил. Результат был чудовищным: на каждую пусковую шахту московского кольца противоракетной обороны было нацелено в среднем 8(!) боеголовок мощностью в 1 мегатонну каждая. В целом это было эквивалентно 7500 бомбам, сброшенным на Хиросиму. В данном Бюллетене отмечается: 'Такие ужасающие примеры опровергают представление о противоракетных системах как о чисто оборонительных'.

Подобная болезненная реакция начала исчезать в 90-х годах с распадом Советского Союза, в эпоху американо-российских контактов и совместных усилий, направленных на то, чтобы сделать ядерные арсеналы более безопасными. Однако сейчас вновь появляются признаки взаимного подозрения.

В отношениях опять повеяло холодом

Опять усиливается режим секретности в российских закрытых городах, где в свое время проводилась основная работа по укреплению ядерного и военного потенциала. Нескольким военным экспертам предъявлены обвинения и объявлены тюремные сроки за якобы имевшее место разглашение государственных тайн.

Замороженными оказываются даже военные связи. Например, заметны изменения, произошедшие с Гарвардской программой для российских офицеров, которая нацелена на их обучение по тематике гражданского контроля за военными.

Говорит Маршалл Голдман: 'Участие в этой программе украинских офицеров или военнослужащих из Восточной Европы расценивается как еще одна ступенька в их служебной карьере. Однако русские сегодня испытывают иные чувства. Приехав сюда, они чувствуют себя скомпрометированными, поскольку общаются с врагом'.