Москва. - Слова, которые произнес первый заместитель министра энергетики США К. МакСлэрроу (Kyle McSlarrow) в своей речи перед московскими студентами, были резкими. 'Мы встревожены негативными тенденциями в российской экономике, которые могут еще усилиться, - сказал он. - Иностранцам чинятся препятствия в тендерах на приобретение лицензий. Нарушаются права совладельцев. Законы применяются избирательно. Предпринимательская деятельность не всегда прозрачна'.
МакСлэрроу имел в виду, прежде всего, нефтяной сектор, оборот которого в прошлом году составил 70 миллиардов долларов, а чистая прибыль - 25 миллиардов долларов. Действительно, угроза существует не только для олигархов, таких, как нефтяной барон Михаил Ходорковский, которого давнишние трения с Кремлем привели за решетку, а его нефтяной концерн Юкос на грань национализации.
Такие иностранные инвесторы, как, например Икеа или Метро АГ, могут беспрепятственно получать выгоду от российского экономического чуда. Они заняли те ниши, где российские конкуренты еще ходят под стол. Конечно, им приходится тоже бороться с произволом ведомств, коррупцией и прочими невзгодами.
Но те, кто хочет принять участие в стратегической борьбе Кремля за сырье, видимо, должны опасаться. В борьбе за лицензию на оффшорное месторождение Сахалин-3 уже проиграли Exxon Mobil и Chevron Texaco: проведенный 10 лет назад тендер был объявлен незаконным. Если для Exxon Mobil в данном случае речь идет о 'лишении собственности', то для Кремля этот процесс - нормальный бизнес.
Российско-британское совместное предприятие TNK-BP, стоимость которого составляет 14 миллиардов долларов, представляющее собой крупнейшую прямую инвестицию в истории российской экономики, недавно было весьма не мягко предупреждено государственным конкурентом. Как заявил один из ведущих менеджеров газового концерна Газпром, TNK-BP приобрело газовое месторождение Ковыкта в Восточной Сибири нелегально. Поэтому он потребовал проведения нового тендера. Концерн BP, видимо, также помнит, как лишился своих инвестиций в России в 90-е годы.
Британцы, кроме того, попали в прицел российской ФСБ. Эта спецслужба со всей серьезностью задала вопрос о том, имеют ли иностранные менеджеры TNK-BP доступ к статистике фирмы. Вся статистика по российской нефтяной промышленности является государственной тайной. Поэтому иностранцы, знакомые со статистикой по производству или запасам нефти, являются нарушителями закона. Заблуждается тот, кто рассматривает дело Юкоса как внутреннее дело России, как отдельный случай, не относящийся к иностранным инвесторам. Ведь 20% акций Юкоса принадлежат иностранцам. Если Юкос будет национализирован или разгромлен, их акции окажутся обесцененными.