Разумеется, это чистая случайность. И наглость зарубежной прессы рассматривать оба процесса как единое целое и делать, как 'Independent', мрачные выводы.
При этом в целом они никоим образом между собой не связаны: сенсационный процесс против миллиардера Михаила Ходорковкого и процесс против двух сотрудников и художницы из музея Сахарова. Последние должны отвечать перед судом за то, что была разгромлена их выставка. Поскольку. . . ? Ах, да. В январе 2003 года шестеро православных фундаменталистов взяли музей штурмом, некоторые произведения перебили, некоторые облили краской, оставив после себя настоящий разгром.
И за это директор музея Юрий Самодуров не может предстать перед судом? Может. Глубоко религиозные хулиганы, на которых Самодуров подал в суд, были, разумеется, освобождены уже летом прошлого года. Теперь Самодуров и его коллеги вынуждены отвечать за то, что они, мол, такими произведениями, как реклама напитка Колы с надписью 'Это моя кровь', 'разжигали религиозную рознь'.
Так что в зале суда позавчера напротив друг друга стояли сторонники выставки и сторонники церкви, одни - с плакатами 'Джордано Бруно (Giordano Bruno), Лев Толстой, Салман Рушди (Salman Rushdie), Юрий Самодуров, мы с вами', другие - со скромным лозунгом 'Мы русские'.
Никаких сенсаций, никаких миллиардов, как у Ходорковского, но тоже испытание. В одном случае человек выступает за способность России быть капиталистической, в другом люди - за свободу искусства. Процесс против Самодурова, пишет газета 'Известия', первый в России, вставший на защиту 'национального и религиозного достоинства титульной нации'. Но самое страшное заключается в том, что столь разные процессы похожи в этом друг на друга, как две капли. Процессы такого рода могут оказаться не последними.