Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Польские наемники едут в Ирак

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Местонахождение фирмы Blackwater USA, затерянной среди лесов северной Каролины, ничем не отличается от военных тренировочных баз. Здесь есть казармы для солдат, тиры и полосы препятствий, склады оружия и даже взлетная полоса. Территория ограждена забором и охраняется караулом. Здесь проходят обучение несколько десятков поляков, бывших коммандос, которые уволились из армии и стали

Польские коммандос, соблазненные ошеломляющими зарплатами, вербуются в частные армии и уезжают в Ирак. Что это - начало польского иностранного легиона?

Местонахождение фирмы Blackwater USA, затерянной среди лесов северной Каролины, ничем не отличается от военных тренировочных баз. Здесь есть казармы для солдат, тиры и полосы препятствий, склады оружия и даже взлетная полоса. Территория ограждена забором и охраняется караулом. Здесь проходят обучение несколько десятков поляков, бывших коммандос, которые уволились из армии и стали наемниками.

Blackwater вряд ли подходит статус охранной фирмы, скорее это частная армия. Создана она была восемь лет назад тремя бывшими американскими коммандос и работает с согласия правительства США. Впрочем, - как и другие подобные фирмы, например Brown & Root Services или Dyncorp. Поляки, обучающиеся на базах этих компаний, через несколько недель попадут в Ирак, где сегодня таких наемников - по разным оценкам - с 25 до 40 тысяч, то есть больше, чем расквартированных там британских солдат (9 тысяч), хотя и меньше, чем американских (138 тысяч).

В данный момент в охранные фирмы, которые работают в Ираке, рекрутируются восемьдесят действующих и экс-профессионалов, прежде всего офицеры ГРОМ (ГРОМ - польский спецназ - бригада быстрого реагирования - прим. переводчика). Несколько сотен наемников, не только из ГРОМа, но и из батальонов спецназа и антитеррористических подразделений полиции, уже получили предложение работать в коммерческих военных структурах. Их соблазняют сногсшибательные, особенно по польским меркам, зарплаты - достигающие 20 тысяч долларов в месяц.

Помощь в заключении контрактов оказывает Фонд бывших солдат спецподраздения ГРОМ. 'Мы не посредники и не зарабатываем на этом. Наша задача облегчить контакты', - говорит Кшиштоф Пшеперка, заместитель председателя Фонда.

Желающий рекрутироваться в Ирак должен быть здоров и владеть английским 'на разговорном уровне'. Медицинское обследование и экзамен по языку проходят в Варшаве. После этого наемник уезжает на месячное обучение в США, где подписывает контракт и едет в Ирак. 'Интерес к этому очень большой. И он растет изо дня в день', - утверждает Пшеперка. Большинство коммандос, пришедших в Фонд, покинули армию несколько месяцев или лет назад. По мнению генерала Славомира Петлицкого, первого командира ГРОМа, такая ситуация свидетельствует о том, что в Польше нет эффективной программы трудоустройства специалистов, покидающих спецслужбы. На Западе бывшим коммандос сразу предлагают работать инструкторами: они обучают полицию или спецслужбы. 'У нас в Польше никто не интересуется ими, поэтому они уезжают', - говорит генерал.

Коммерческие структуры вербуют также солдат, находящихся на гражданской службе. Трудно предсказать, сколько коммандос покинет государственную службу. Но риск того, что польские спецотделы лишатся хорошо подготовленных специалистов - вполне реален.

В марте, когда менялся контингент ГРОМа в Ираке, предложение работать получили все 50 коммандос. Четверо из них ушли из армии и трудоустроились в фирме Blackwater. Двоих из этой четверки уже нет в живых. В минувшую субботу конвой, который они обеспечивали, обстреляли под Багдадом. Наемники погибли на месте. 'Конвоирование, охрана объектов и отдельных лиц - это главные задачи, выполняемые наемниками в Ираке', - говорит майор Пшеперка. Он не скрывает, что риск велик. Охранники чаще, чем коммандос из государственной армии подвергаются непосредственной атаке. Их задача защищать, не атаковать. А это сложнее. Они не могут воспользоваться поддержкой разведки или воздушных сил.

'Поэтому не могу понять тех, кто решается туда ехать', - говорит Марцин Коссек, бывший сотрудник спецпоздразделения полиции по борьбе с терроризмом, сейчас - инструктор различных спецотделов, в том числе подразделения российских коммандос 'Витязь'. В последнее время охранные фирмы сделали ему два предложения. Однако, несмотря на то, что он мог бы зарабатывать тысячу долларов в день, Коссек не воспользовался такой возможностью. 'Риск погибнуть от рук тинейджера, вооруженного в RPG, слишком велик. И не имеет значения, как хорошо был подготовлен коммандос. Шансы защититься в такой ситуации - нулевые', - говорит Коссек.

Все это правда, но трудно отказаться от предложения заработать такую сумму. Тем более - солдату ГРОМа, зарабатывающему 3-4 тысячи польских злотых в месяц (около 1 тысячи долларов США - прим. переводчика).