В то время, как встречались главы государств и правительств ЕС, президент России Владимир Путин отправился на встречу в верхах в Ташкент. Вместе с Китаем и четырьмя среднеазиатскими государствами, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном, Россия обсуждала вопросы антитеррористической борьбы. Союз государств, так называемая Шанхайская организация, созданная в 1996 году, договорился о создании регионального антитеррористического центра, который должен тесно сотрудничать с ООН, ОБСЕ и Интерполом.
Настоящая сенсация произошла как бы попутно: Шанхайская организация намерена оказать временному президенту Афганистана Хамиду Карзаю (Hamid Karsai), который присутствует на встрече в верхах в качестве наблюдателя, поддержку в улучшении ситуации, связанной с безопасностью. Как писала российская 'Независимая газета', это вызов Вашингтону. На саммите Большой Восьмерки Путин, конечно, одобрил американскую концепцию демократических изменений на Среднем Востоке, однако при этом выдвинул массу оговорок. Теперь он выступает со своими собственными представлениями.
Москву, задающую в союзе государств ориентиры, прежде всего, может тревожить то, что она берет на себя роль международного менеджера по урегулированию кризисов именно в крайне проблематичном Афганистане, где ситуацию негласно контролирует посол США Залман Хализад (Zalman Khalizad). Кремль, который после вторжения туда антитеррористической коалиции до сих пор выступал скорее в роли статиста, получает таким образом шансы вернуть себе прежнее влияние на Гиндукуше. А Карзаю в связи с растущими рисками в плане безопасности и очевидной беспомощностью Запада вряд ли удастся отказаться от протянутой руки Москвы. Россия, благодаря своему многострадальному опыту, больше, чем какая-либо другая страна подготовлена к коварной роли менеджера по урегулированию конфликта в Афганистане. Да и настроение в стране заметно меняется: когда в чайных Кабула сравнивают 'оккупантов', то русские выглядят значительно лучше, чем американцы.
Узбекистан, самое большое по численности населения государство Средней Азии, передавшее в распоряжение США в ходе операции в Афганистане две военные базы, судя по всему, Вашингтоном разочарован и теперь снова ищет защиты у Москвы. Договор о стратегическом сотрудничестве, который Путин и узбекский президент подписали накануне встречи в верхах, состоялся по его инициативе. Документ позволяет обоим государствам в случае необходимости 'взаимное использование военных объектов'.