Москва, 17 июня 2004 года. Не прошло и нескольких недель с начала второго срока президента Владимира Путина, которым он обязан отчасти тем, что казался воплощением желательной стабильности, а его правительство взялось за демонтаж одного из здоровых остатков советских времен: системы социальных льгот, которые многие россияне считают жизненно необходимыми.
Правительство Путина в законопроекте, представленном на рассмотрение Думы, нижней палаты парламента, предложило заменить субсидируемые услуги - бесплатный проезд на общественном транспорте, низкие тарифы на электроэнергию, бесплатные лекарства для инвалидов и бесплатное жилье для многих категорий государственных служащих - денежными выплатами в размере от 20 до 120 долл. США в месяц.
В этом случае, по оценке правительства, льгот лишатся не менее 32 млн. человек, включая ветеранов, лиц, награжденных советскими орденами и медалями за труд, пенсионеров, инвалидов, государственных служащих, кадровых военных и тех, кто пережил нацистскую блокаду Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) в годы второй мировой войны.
Поскольку у многих из тех, кто получает льготы, есть дети или супруги, а в России обычным является проживание в одной квартире двух или даже трех поколений, эти изменения могут коснуться большинства семей в стране.
"Для россиян это означает полную перемену их психологии и их традиции жизни в России, выработанной в советские времена", - сказал Михаил Задорнов, независимый депутат Думы, который с подозрительностью относится к этому плану.
В соответствии с предложением, план замены льгот денежными выплатами должен вступить в силу в следующем году. Но на улицах и даже среди членов путинской партии большинства в Думе эта идея привела к жалобам и к предчувствию беды.
На Вятском рынке, нескольких рядах павильонов в северной части Москвы, где торгуют недорогими продуктами питания, пенсионеры почти единогласно высказались против этого плана.
"Того, что они собираются мне платить, недостаточно, - сказал 67-летний Анатолий Сидлеров, вышедший на пенсию инженер-механик, который сегодня работает лифтером, чтобы иметь приварок к своей ежемесячной пенсии, составляющей 2100 руб., или около 75 долл. США.
Он сказал, что льготы, которыми он пользуется, стоят значительно больше, чем та денежная сумма, которую он может получить вместо них. "Деньгами будет компенсирована, наверное, только половина", - сказал он.
В четверг президент внезапно умерил свои амбиции, дав понять, что правительство, возможно, предложит новый набор услуг или исключит некоторые категории граждан из юрисдикции любого нового закона - свидетельство того, что волнения достигли большого размаха.
По свидетельству одного российского новостного агентства, г-н Путин в Ташкенте, столице Узбекистана, сказал: "Определенные категории граждан, фактически, будут продолжать пользоваться своими социальными льготами". Уточнять он не стал.
Теперь г-ну Путину предстоит совместить две совершенно противоположные точки зрения. Согласно одной, Россия в целях продолжения перехода к рыночной экономике должна лишить своих граждан всех льгот и привилегий, которые она не может им обеспечить, и которые для нее являются непозволительной роскошью. Другая точка зрения утверждает, что шаг г-на Путина является поспешной и плохо продуманной атакой на сетку безопасности, которая подстраховывает семьи с низкими доходами, а это может привести к новому периоду трудностей для уставшего от жизни населения.
До четверга правительство упрямо настаивало на достоинствах своего плана, заявляя, что он внесет справедливость и прозрачность в безгранично дорогостоящую систему льгот. Поскольку льготы не фигурируют в бюджетах, никто точно не знает, во что они обходятся, однако кое-кто оценивает их в сумму 30 млрд. долл. в год.
Более того, правительство характеризует ныне действующую программу социальной помощи как фундаментально несправедливую, потому что она не учитывает ни дохода получателя льготы, ни местности, где он живет. Как заявляют правительственные чиновники, многие состоятельные россияне получают льготы без надобности, а в сельской местности, где нет общественного транспорта, многие из тех, кому полагается льгота в форме бесплатного проезда, не могут ею воспользоваться.
Как утверждают советники г-на Путина, для таких людей денежная компенсация льготы стала бы лучше, чем льгота, существующая только на бумаге.
Некоторые члены правительства и независимые аналитики задают также вопрос: если Россия не откажется от подобных льгот сейчас, то когда вообще она могла бы попытаться это сделать?
Доходы от сбора налогов в России растут, высокие цены на нефть и сбалансированные бюджеты в последние годы обеспечивают превышение доходов над расходами, а г-н Путин держит парламент под своим полным контролем. С учетом этих факторов, предложение г-на Путина находит молчаливое одобрение иностранных аналитиков, которым перемены такого рода представляются необходимыми для политика, растрачивающего свою популярность в момент относительного процветания на то, чтобы решать политически трудную задачу.
"Тем самым он демонстрирует определенную решимость, что позитивно", - сказал один сотрудник посольства США в Москве. Этот чиновник согласился на интервью только при условии анонимности, что является обычным для американских дипломатов за границей.
Мерья Текониеми (Merja Tekoniemi), аналитик Института экономик переходного периода Банка Финляндии (Bank of Finland Institute for Economies in Transition), которая внимательно отслеживает экономические и политические события в России, также усмотрела достоинства в плане российского правительства. "Это факт, что система социального обеспечения в России нуждается в перестройке, которую следовало начать в более широком масштабе значительно раньше", - написала она в электронном послании.
И все же немногочисленным публичным критикам г-на Путина и многим рядовым россиянам предлагаемые изменения кажутся чересчур сильными и поспешными.
Одним из указаний на то, что льготы играют в российской жизни неприкосновенную роль, служит то, что после многих десятилетий получения от государства льгот на коммунальные услуги российские граждане привычно называют их "естественными льготами".
"Если говорить о социальных условиях, то это реально затрагивает интересы 99% граждан", - сказал Леонид Доброхотов, представитель по связям с общественностью Коммунистической партии. Он добавил, что если это предложение правительства станет законом, то те, кто голосовал за г-на Путина, ожидая от него стабильности, "поймут, что их просто надули".
Многие на Вятском рынке в принципе не возражали против идеи замены льгот денежными выплатами, если только суммы этих выплат будут достаточными для приобретения того, что у них будет отнято.
"Вопрос в том, что они нам станут платить, - сказала 77-летняя Татьяна Большакова, инвалид, пользующийся бесплатным проездом на общественном транспорте и бесплатно получающий лекарства на сумму около 40 долл. США в месяц. - Но мы не питаем никаких надежд".
Трудно найти кого-нибудь, кто бы испытывал уверенность в том, что данное предложение ему пойдет на пользу. Опрос фонда "Общественное мнение", проведенный сразу же после обнародования плана, выявил, что только 8% респондентов считают, что замена льгот денежными выплатами улучшит финансовое положение тех, кого она коснется.
В ходе опроса стало ясно также то, что куда большее число людей утратит свои льготы, чем заявляет правительство; из 1600 опрошенных по всей России только 4% заявили, что не имеют никаких льгот. Предел погрешности составлял 3,6%.
Поскольку г-н Путин полностью контролирует Думу, эти изменения могут стать законом уже в августе с.г.
Г-н Доброхотов ожидает, что г-н Путин будет настаивать на этих изменениях. "Если президент решит, что в этом есть опасность для него лично, он, возможно, изменит свой подход, - сказал он. - Но мне представляется, что он пойдет намеченным путем".