18 июня 2004 года. Не теряет ли российский энергетический сектор своего блеска? Нефтяные гиганты ЮКОС и "Сибнефть", когда-то являвшиеся любимчиками иностранных инвесторов, после целой серии недавних скандалов стали спотыкаться. Самое свежее пятно грязи связано с "Газпромом", крупнейшей в России энергетической компанией.
По свидетельству "Hermitage Capital Management", миноритарного акционера "Газпрома", он тоже оказался в центре неразберихи. В пространном докладе "Hermitage" подробно расписываются неправильные действия руководства, которые, по его утверждению, в прошлом году стоили "Газпрому" около 2,1 млрд. упущенной выгоды.
Скептики принижают важность этого доклада, усматривая в нем попытку повысить шансы "Hermitage" на получение места в совете директоров "Газпрома" до предстоящего общего собрания акционеров. И все же эти обвинения звучат знакомо. "Газпром" отказался от комментариев, но 2 года назад президент России Владимир Путин поставил своего доверенного лица руководить "Газпромом", чтобы положить конец злоупотреблениям именно такого сорта.
Для иностранных инвесторов более серьезным является вывод о том, что следующего "золотого века" в российской нефтегазовой индустрии может так никогда и не наступить. Путин обещал ликвидировать печально знаменитую "кольцевую ограду" "Газпрома", которая вынуждает иностранцев платить за его акции более высокие цены. В таком случае в "Газпром" протекли бы иностранные денежки, в которых он остро нуждается, - и тогда была бы открыта дорога для настоящей "золотой лихорадки" в прежде закрытой индустрии природного газа, еще более крупной и более прибыльной, чем нефтяная индустрия. Но появившиеся намеки на злоупотребления, правдивые или нет, омрачают эти розовые перспективы.
А тем временем Кремль принял меры по консолидации государственного контроля в энергетическом секторе. В настоящее время проводится расследование в отношении корпорации "British Petroleum", крупнейшего иностранного игрока на российском нефтяном поле, за то, что она позволила своим иностранным работникам увидеть цифры нефтяных запасов, которые согласно закону являются государственным секретом. Иностранным нефтяникам кажется, что в России свет надежды начинает угасать.