'Мы безнадежно ищем кого-нибудь, чтобы поговорить!' - сказал вчера группе журналистов один из руководителей ЮКОСа. Королева нефтяных российских компаний, впавшая в немилость, когда ее амбиции натолкнулись на кремлевские стены, борется за выживание. Ее основатель находится под судом и сегодня Арбитражный суд Москвы должен вынести решение по спору между налоговыми инстанциями и компанией, которой вменяется в вину неуплата налогов на сумму 3,4 миллиарда долларов. Без соглашения с налоговыми органами ЮКОС в течение нескольких дней может обанкротиться.
Два дня назад менеджеры, занявшие место Михаила Ходорковского, находящегося в тюрьме с 25 октября прошлого года, написали письмо премьер-министру Михаилу Фрадкову, в котором попросили отсрочить выплаты и предложили план реструктуризации. Контрольный пакет ЮКОСа, принадлежащий Ходорковскому и другим акционерам, оказавшимся под судом, может быть уступлен 'инвесторам, которые устроят государство', говорится в письме, а некоторые сферы деятельности могут быть переданы энергетическим компаниям, находящимся в государственной собственности.
Может быть, это именно тот сценарий, которого хочет добиться Кремль, хотя публично никто еще не ответил на письмо ЮКОСа. Но накануне решающего заседания на сцену выходит Владимир Путин. Без него ничто не движется в России, даже переменчивые биржевые котировки. И действительно хватило того, что президент произнес всего несколько слов - 'Власти не заинтересованы в банкротстве', - как акции взлетели вверх, компенсировав часть потерь, накопившихся за эти месяцы.
Государство, хотел сказать Путин, конечно, не собирается разрушать инвестиционный климат в России. Поэтому дело ЮКОСа, вероятно, останется единичным случаем. И оно будет разрешено согласно указаниям Кремля - нет ничего более фальшивого, чем говорить, что 'последнее слово принадлежит суду'. Вплоть до того, что новый ЮКОС будет включен в сферу влияния тех самых 'предпринимателей, которые устраивают государство', которые, хорошо это или плохо, занимают место старых олигархов.