На прошлой неделе в одном из московских судов начался процесс над двумя миллиардерами - Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым - которых российское правительство обвиняет в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. Процесс привлекает огромное внимание. Учитывая гигантские состояния обоих подсудимых и борьбу за выживание, которую параллельно ведет "ЮКОС" - нефтяная компания, что принесла им богатство, есть все основания говорить, что в этом деле, как в капле воды, отразились конфликты, определяющие лицо новой России.
Г-н Ходорковский - не образцовый бизнесмен-филантроп, каким его пытаются представить сторонники. Как и все остальные так называемые олигархи, он сколотил свои миллиарды за счет отвратительного разграбления богатств страны в период хаоса, наступившего после распада Советского Союза. Но и президент Владимир Путин, похоже, использует судебную систему России для сведения счетов с магнатами, осмелившимися проявить интерес к политике. В этом отношении г-н Ходорковский, оказывавший щедрую финансовую поддержку реформаторским партиям, стал лишь последним по времени объектом преследований со стороны г-на Путина.
Следует отметить и другой, столь же тревожный аспект этого дела: толкая "ЮКОС" к пропасти в ходе параллельного процесса об уклонении от налогов, Москва возродила опасения, что она стремится восстановить прямой государственный контроль над природными ресурсами. Недавно правительству удалось отстранить от дела судью, проявившего объективность при рассмотрении апелляции "ЮКОСа".
Ни одно государство, естественно, не позволит деловым корпорациям или их владельцам действовать вне рамок закона. Но речь в данном случае идет о другой опасности - о том, что государство произвольно и избирательно применяет закон в собственных политических интересах.
В конечном итоге главный вопрос заключается не в том, признает ли суд обоих подсудимых виновными, или нет, а в том, удастся ли ему продемонстрировать, что он действительно руководствуется принципами правосудия. До сих пор российские суды проявляли прискорбное раболепие перед правительством.
Во имя российской демократии судебная власть должна четко заявить о своей независимости. На процессах такого уровня она проявляется в том, как суд относится к возражениям и аргументам защиты, какие решения он принимает относительно грубых методов, применявшихся в ходе следствия, и как ему удастся отделить политические требования Кремля от юридических фактов, содержащихся в деле. В своих решениях суд не должен предоставлять обвиняемым "безоговорочный иммунитет" за прошлые правонарушения, но одновременно ему следует и обуздать прокурорские эксцессы. Учитывая прошлое России, мало что может оказать на ситуацию в стране столь же губительное воздействие, как показательный процесс.