Москва, 20 июня 2004 года. Коммунисты попали в переплет, и лидер партии Геннадий Зюганов это знал. В декабре прошлого года, за несколько дней до самого серьезного поражения партии на выборах с момента распада Советского Союза, г-н Зюганов обвинил Кремль в "войне на уничтожение" против Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ).
Сегодня, когда партия испытывает в полном объеме последствия своих громадных потерь в ходе парламентской и президентской избирательных кампаний и исчезновения в последние 4 года свыше половины своего электората, многие ее ведущие члены и внешние аналитики заявляют, что единственный вопрос в том, уничтожена ли уже КПРФ или пока стоит на грани уничтожения.
Г-н Зюганов в одном интервью настаивал, что сделает все необходимое, чтобы заново создать партию Владимира Ленина для эпохи президента Владимира Путина, от опоры на "молодую, энергичную команду" партийных руководителей до создания более активной оппозиции Кремлю. Однако соперники все громче требуют его смещения с поста лидера на предстоящем съезде партии. Если г-н Зюганов останется во главе КПРФ, это будет означать "смерть для нас всех", заявил один их них.
Внутренняя борьба за власть указывает на масштабы кризиса в партии, которая в первое десятилетие после краха советской системы из самой могущественной в России организованной политической силы превратилась в партию, стоящую на краю политической ненужности.
Коммунисты пережили президентство Бориса Ельцина, неохотно согласившись на частную собственность и переманив на свою сторону многочисленный протестующий электорат, который был недоволен резкими переменами в России. Г-н Путин не стал подобно г-ну Ельцину вступать в открытую схватку с коммунистами, но его Кремль методически разрушает партию и присваивает ее самые сильные козырные вопросы.
"Я не уверен, сумеет ли партия во время трансформироваться", - сказал Илья Пономарев, активный лидер молодежного крыла партии. Г-н Пономарев сказал, что поражение на выборах могло бы обернуться для партии позитивным фактором, если бы заставило ее проводить внутреннюю реорганизацию. Однако он опасается, что г-н Зюганов едва ли согласится на крупные стратегические изменения, которые нужны, чтобы спасти партию.
"Зюганов медлителен, он не идет на компромиссы с теми, кто мыслит одинаково с нами, - сказал Пономарев, - ибо он очень боится решительных действий".
Директор Центра политических технологий Игорь Бунин назвал Коммунистическую партию "традиционистской идеологической партией, обновить которую невозможно" после поражений последних нескольких месяцев. "Это глубокий кризис, которого Коммунистическая партия избежать не способна", - сказал он.
Не далее как год назад коммунисты в ходе опросов общественного мнения в обычном порядке набирали 20% или более из числа твердолобых в российском электорате, а партийная фракция в парламенте была самой многочисленной, что позволяло ей блокировать политические инициативы Кремля. Многие полагали, что партия постепенно утратит свое могущество по мере того, как будут вымирать ее последователи советских времен, но мало кто предсказывал, что крах коммунистов произойдет за какие-то месяцы.
Сегодня в ходе опросов общественного мнения партия набирает не более 10% сторонников, а лично г-н Зюганов может рассчитывать на поддержку всего 2% из числа опрошенных. Парламентская фракция сократилась с 113 человек год назад до 51 человека, а малоизвестный партийный знаменосец Николай Харитонов, выступая в марте с.г. против г-на Путина, набрал всего 13% голосов избирателей после кампании, самым примечательным актом которой являлся ее коммерческий ролик с говорящей собакой.
"Избиратели просто отказались поддерживать коммунистов", - сказал советник Кремля Александр Ослон, который занимается изучением общественных настроений.
Борьба за контроль над партией бросила самый серьезный вызов лидирующей роли г-на Зюганова за все 11 лет его пребывания на посту главы Коммунистической партии, которая после распада в 1991 году Советского Союза была обновлена и стала именоваться КПРФ. Многие ветераны партии и политические аналитики ожидают, что г-н Зюганов сумеет справиться с этим вызовом на съезде партии, который состоится в Москве 3 июля, однако они видят в нынешних разногласиях симптом неспособности партии перестроиться.
Валентин Купцов, давний заместитель г-на Зюганова, недавно объявил о своем уходе, пожаловавшись на "просчеты и ошибки" и заявив, что г-н Зюганов должен уйти. "Пришло время поставить к руководству партией новых людей", - сказал он на региональной партийной конференции, где он ушел со своего поста.
За неделю до того шесть членов партии, утверждая, что их поддерживают 40 из 100 членов Центрального комитета КПРФ, опубликовали манифест с нападками на г-на Зюганова, в котором обвинили партийного лидера в стратегических ошибках в ходе избирательных кампаний и в неспособности противостоять г-ну Путину. Команда г-на Зюганова попыталась оправдаться, назвав шестерых "диссидентов" инструментами Кремля и утверждая, что они хотят реорганизовать Коммунистическую партию "в мелкобуржуазную партию".
Чистки и публичные распри последних нескольких лет оставили КПРФ без нескольких наиболее известных фигур, включая, с прошлого месяца, ее главного финансиста Геннадия Семигина, которого называют "красным миллионером". Г-на Семигина формально исключили из членов КПРФ в мае, после того, как он предпринял попытку организовать оппозицию г-ну Зюганову. В числе других, кто рассорился с г-ном Зюгановым, были Геннадий Селезнев, который до декабря прошлого года являлся спикером нижней палаты парламента, и Сергей Глазьев, молодой экономист, в котором многие видели будущего лидера партии.
Все они обвиняли г-на Зюганова в том, что тот командует партией как собственной вотчиной и ведет ее к политическому небытию. Они заявляют, что г-н Зюганов, убежденный марксист советской школы, отказывается модернизировать партию по образцу и подобию европейских социал-демократов и вместо этого упрямо держится за видения былого советского величия. Если г-н Зюганов останется лидером партии, сказал г-н Селезнев в одном интервью, "он похоронит партию. . .она распадется".
Последняя группа ренегатов утверждает, что пытается спасти партию от г-на Зюганова, пока партия еще существует, хотя их главная критика направлена на политическую неэффективность г-на Зюганова, а не его идеологический курс.
"КПРФ никогда полностью не умрет, - сказала Любовь Олейник, одна из шести подписантов манифеста и член ЦК КПРФ. - Россия - левая страна, и идея социальной справедливости всегда будет популярной в России. Но если КПРФ не перестроит свою деятельность, могут прийти другие левые партии и занять ее нишу. В этом кроется опасность".
Борис Тюков, коммунистический лидер Карелии на северо-западе страны, который тоже подписал меморандум, доказывал, что зюгановская стратегия фокусирования усилий партии на национальном парламенте вместо первопричин стала бессмысленной в путинскую эпоху, когда парламент находится под жестким контролем президентской партии "Единая Россия". "Зюгановский парламентаризм означает для нас смерть", - сказал г-н Тюков.
И г-н Зюганов, и его близкий помощник Иван Мельников в интервью заявляли, что нынешние неприятности партии являются следствием стратегии Кремля. "Все акции против нашей партии в последние несколько лет были санкционированы Кремлем, организованы и оплачены Кремлем", - сказал г-н Зюганов. "Все эти кремлевские проекты преследуют цель вытолкнуть КПРФ с политического поля или существенно ее ослабить", - добавил г-н Мельников.
Такие прокремлевские аналитики, как Сергей Марков, признают, что это план путинских помощников, которые "хотят уничтожить Коммунистическую партию". Отчасти Кремль добивается этой цели, спонсируя то, что г-н Бунин именовал "троянскими конями" - новые политические группировки, такие, как партия "Родина", которая отобрала голоса у коммунистов на парламентских выборах в декабре, выступая на сходной популистской и патриотической платформе.
Президент Путин частично выбил козыри г-на Зюганова, например, открыто выразив свою ностальгию по Советскому Союзу и начав популярную в народе атаку на богатейшего человека России.
"Это не поражение Коммунистической партии, - доказывал г-н Марков. - Это победа Кремля".
Г-н Зюганов и его союзники заявляют, что сегодняшняя внутренняя борьба представляет собой очередную спонсированную Кремлем атаку. Они отмечают, что тысячи копий антизюгановского манифеста были разосланы членам КПРФ по всей России на следующий же день после его появления. Это, как выразился г-н Зюганов, было "марионеточным шоу Кремля".
Две российские прорыночные демократические партии находятся в таком же беспорядке после выборов, в результате которых они лишились мест в национальном парламенте, не сумев преодолеть порог в 5% голосов. Но участь коммунистов более поразительна, потому что значительное большинство россиян симпатизируют их взглядам в ходе опросов общественного мнения, в то же время отказываясь голосовать за партию, которая к настоящему времени себя дискредитировала.
Г-н Зюганов, известный поклонник Иосифа Сталина, проповедующий достоинства демократии в момент, когда его партия подвергается нападкам со стороны того, что он именует путинским "полицейским государством", утверждает, что теперь, когда президент призвал сократить льготы, оставшиеся в наследство от советской системы социального обеспечения, избиратели начнут возвращаться в лоно его партии. "Это подтолкнет к нам многих, - сказал он. - Мы снова их убедим".
Однако даже самозваные сторонники г-на Зюганова не уверены в том, что он будет именно тем человеком, который понесет вперед коммунистическое знамя. "Для КПРФ наступило время, когда одно поколение явно должно уйти, - сказал Виктор Пешков, коммунистический парламентарий, - а новому поколению нужно его сменить".