По своей комплекции он несколько напоминает Райнера Кальмунда (Rainer Calmund), бывшего менеджера клуба Bayer Leverkusen. Весит Каха Бендукидзе, наверное, не меньше. Но на этом сходство кончается. Футбол никогда не был страстью Бендукидзе, дипломированный биолог рано посвятил себя карьере в экономике.
Одна из его вех в биографии: кресло генерального директора компании 'Объединенные машиностроительные заводы' (ОМЗ), основой которой является машиностроительный гигант 'Уралмаш' в Екатеринбурге. Она привела его в ряды российских олигархов. Когда президент Владимир Путин собирал в Кремле самых влиятельных боссов от экономики страны, Бендукидзе всегда приглашали.
Теперь все в прошлом. Бендукидзе, как 'настоящий патриот', последовал приглашению нового грузинского президента Михаила Саакашвили стать министром экономики в стране на Южном Кавказе.
Бендукидзе родился в 1956 году в Тбилиси, после обучения на биолога в Москве, он сначала посвятил себя молекулярной генетике и в конце восьмидесятых годов явился соучредителем предприятия 'Биопроцесс'. После распада Советского Союза грузин остался в Москве, в начале девяностых пошел сначала в банковский сектор, а потом в нефтяной.
В 1993 году он основал вместе с предпринимателем Иваном Кивилиди влиятельный в то время 'Круглый стол предпринимательства России'. Кивилиди вскоре отравили, Бендукидзе стал за пять лет без всяких препятствий главой группы предприятий Уралмаш-Ижора.
Что заставляет столь успешного в России предпринимателя занять пост министра в нищей Грузии? Одной из причин является столкновение энергичного Бендукидзе с федеральными властями. В 2003 году предприятию, которым он руководит, удалось получить контроль над двумя единственными российскими фирмами, строящими атомные электростанции за рубежом.
Это было для Министерства атомной энергетики, что бельмо на глазу, поскольку там до сих пор мечтают о миллиардных заказах, прежде всего, в Иране. 'Чиновники', прожженные, что касается схваток за власть, прибегли к обычному инструментарию: к проведению постоянных проверок ОМЗ со стороны Генеральной прокуратуры, Счетной палаты и целого ряда других органов.
Чаша терпения могла переполниться, когда осенью 2003 года без всяких на то оснований началась история с ЮКОСом. Во всяком случае, факт то, что в конце 2003 года Бендукидзе продал свой машиностроительный гигант коллеге-олигарху Владимиру Потанину и от активного бизнеса отошел. У него остаются 13 процентов акций холдинга Потанина 'Интеррос', которые он передал в доверительное управление.
В одном из своих интервью он не стал скрывать свое разочарование Россией. Его-де ничто не держало, когда он получил приглашение из Тбилиси. Уже одно это было причиной, чтобы согласиться. 'Я верю, что там есть возможность реализации ультралиберальных реформ и дерегулирования экономики'.
Бендукидзе намерен обратить свое внимание, прежде всего, на приватизацию энергетической сферы и портов, оживить туризм и освободить предприятия от чрезмерного налогового бремени. Он также заявил о продаже крупных экономических структур иностранцам. Русским ли, американцам или австралийцам, для него, мол, все равно. 'Мы будем продавать им объекты, если они заплатят максимально высокую цену'. - пообещал Бендукидзе своим грузинским соотечественникам.
У тех же новый кабинет министров вызывает противоречивые чувства. Успокаивает их якобы то, что Бендукидзе богат. Ему незачем больше воровать, считают в народе. Глава правительства Грузии Зураб Жвания уже похвалил однажды своего нового министра как 'экономиста мирового уровня', который имеет отличные связи с 'ведущими экономическими центрами мира'. Одновременно к новому человеку в своей команде он относится с недоверием. Отношения премьера с президентом складываются не лучшим образом. Саакашвили, как предполагают в Тбилиси, рано или поздно попытается сменить его на Бендукидзе.