Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия укрепляет свои позиции в Средней Азии

Президент Путин пытается вернуть уступленные американцам позиции

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия, руководство которой со смешанными чувствами наблюдало, как США в ходе борьбы против Талибана укрепились в бывших советских республиках Средней Азии, теперь и там возвращает свои позиции. Влияние России в Среднеазиатском регионе, который Москва всегда рассматривала своей вотчиной, благодаря поддержке Узбекистана, снова усилилось

Москва. Шанхайская группа, в которой доминирующую роль играют Москва и Пекин, ставит перед собой более высокие, независимые от США, задачи в борьбе с терроризмом. На конференции Группы, членами которой являются Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан, прошедшей на прошлой неделе в Ташкенте, был создан региональный антитеррористический центр, и обсуждались также меры против растущей торговли наркотиками.

Гостем конференции неожиданно стал исполняющий обязанности президента Афганистана Хамид Карзай. Его появление президент Киргизии назвал 'мудрым шагом'. Правда, ему пришлось выслушать, что после победы над Талибаном производство опиума в его стране увеличилось в три раза. Но в то же время он смог увезти домой заверение, что Группа усилит свою поддержку в деле стабилизации положения в Афганистане.

Через заднюю дверь Москва, ровно 15 лет назад как побежденный оккупант покинувшая страну, предлагает теперь Афганистану руку помощи в борьбе против Талибана, в которой Запад производит все менее приятное впечатление. Таким образом, Россия пытается вернуть себе потерянное влияние.

Россия, руководство которой со смешанными чувствами наблюдало, как США в ходе борьбы против Талибана укрепились в бывших советских республиках Средней Азии, теперь и там возвращает свои позиции. Влияние России в Среднеазиатском регионе, который Москва всегда рассматривала своей вотчиной, благодаря поддержке Узбекистана, снова усилилось.

Глава Кремля Владимир Путин во время своего визита в узбекскую столицу Ташкент даже заявил о 'прорыве' в российско-узбекских отношениях, не отличавшихся особой теплотой в последние годы. Разрешив разместить на своей территории две военные базы для борьбы с Талибаном в соседнем Афганистане, глава Узбекистана Ислам Каримов сделал крупную ставку на США. Сейчас положение изменилось, видимо, потому что американцы не оправдали больших ожиданий Каримова.

С подписанием на прошлой неделе договора о стратегическом партнерстве Узбекистан более тесно сближается с Москвой. Путин и Каримов согласовали взаимное право России и Узбекистана на использование своих военных объектов. Пока это лишь заявление о намерениях, и в каждом конкретном случае должны быть приняты соответствующие соглашения.

Кроме того, Москва будет поставлять Узбекистану вооружение и осуществлять техническое обслуживание узбекской военной техники. Это прежде всего относится к ВВС и противовоздушной обороне. Узбекские офицеры будут обучаться в российских военных учреждениях.

Москва и Ташкент намерены, кроме того, координировать свои усилия в деле создания 'прочной и эффективной системы региональной безопасности в Средней Азии', - говорится в тексте договора.

Не меньшее значение имеет и соглашение по природному газу, принятое в присутствии обоих президентов. Российский концерн 'Лукойл' и узбекское предприятие 'Узбекнефтегаз' подписали контракт, который наглядно демонстрирует, кто задает тон в новом стратегическом партнерстве. 'Лукойл' обеспечил себе на ближайшие 35 лет 90% добычи на газовом месторождении Кандым-Хаузак-Шады. На это потребуется инвестиций в размере 1 миллиарда долларов. Как было заявлено в Ташкенте, Газпром тоже намерен инвестировать в узбекскую газовую промышленность 1 миллиард долларов, тем самым увеличив свое участие в этой стране до 2,5 миллиардов.

Немецкие газовые предприятия, получающие газ от Газпрома, с интересом наблюдают за этим процессом. В немецких экономических кругах в Москве считают, что тем самым 'стабилизируются' подписанные с Газпромом контракты.