Николас К. Гвоздев - редактор издания "In the National Interest" и старший научный сотрудник Никсоновского центра.
Вашингтон, 22 июня - Как и положено государству, на гербе которого изображен двуглавый орел, Россия остается весьма противоречивой страной. Тем не менее, для реалистического анализа ситуации в постсоветской России, крайне важно оценивать происходящее во всей его сложности.
В 1990е гг. мы недооценивали серьезность проблем, существовавших в этой стране, ради поддержания иллюзорного взгляда, будто постсоветская Россия под руководством президента Бориса Ельцина твердо стоит на пути к рыночной демократии западного образца. Сегодня же мы недооцениваем успехи России ради возможности изображать режим, установленный президентом Владимиром Путиным в качестве неосталинистской авторитарной диктатуры.
Так насколько мрачной выглядит ситуация на самом деле?
Какую бы проблему мы ни анализировали, Россию нельзя рассматривать как единое целое. Некоторые регионы и сектора по уровню развития примерно эквивалентны Северной Америке и Западной Европе; другие напоминают скорее бедные страны Южной Азии или Экваториальной Африки.
Экономика России, несомненно, развивается неравномерно. Количество миллиардеров в стране, по данным списка "Forbes", составляет 36 человек. В то же время 31 миллион ее граждан по-прежнему вынуждены довольствоваться заработками, не превышающими 50 долларов в месяц.
За годы, прошедшие со времен кризиса 1998 г., рост в российской экономике составил 38%, и в настоящее время страна имеет положительное внешнеторговое сальдо в размере 60 миллиардов долларов, но процветание затронуло не все сектора и регионы.
Кроме того, для прогрессивного развития Россия должна избежать "нефтяной ловушки". В настоящее время 85 % ее экспорта составляет сырье или потребительские товары, при этом 60% объемов экспорта приходится на энергоносители.
Государство надеется, что перечисление "сверхприбылей", полученных за счет энергоносителей, в "Стабилизационный фонд" позволит обеспечить устойчивый рост в других секторах. К январю 2006 г. объем Стабилизационного фонда России должен превысить 500 миллиардов рублей, даже если нефтяные цены снизятся до 22,5 долларов за баррель.
Учитывая хорошие показатели в других секторах - в том числе в сельском хозяйстве, промышленности и строительстве - Питер Уэстин (Peter Westin), главный экономист московской брокерской фирмы "Атон Капитал", делает вывод, что даже при падении нефтяных цен до 20 долларов за баррель темпы экономического роста в России будут составлять 5% в год. Для достижения поставленной Путиным цели - удвоить объем ВВП к 2010 г. - среднегодовой рост в экономике должен составлять 7,2%.
Политическая ситуация также непроста. Сегодняшняя Россия, как в территориальном, так и в функциональном плане, представляет собой смесь демократических и авторитарных тенденций. В стране проводятся выборы, существуют политические альтернативы и возможность замены лидеров, но государство держит под контролем ряд групп, получивших "допуск" на политическую арену.
Сегодня в России бурно развивается сектор гражданского общества - число неправительственных организаций достигло 70000. Многие из них, однако, сосредоточивают внимание на культурной, благотворительной или религиозной деятельности. С другой стороны, некоторые из политически активных организаций - особенно те, что занимаются обеспечением прав человека и выступают за либеральную демократию западного типа - ощущают все большее давление со стороны государства, особенно после майского выступления Путина о положении в стране, где он подверг некоторые неправительственные организации (НПО) критике за то, что они получают финансирование из западных источников или от российских олигархов.
Дума пытается ограничить возможности проведения демонстраций - против этого законопроекта выступает даже глава Русской православной церкви. Однако 10 июня тысячи людей приняли участие в небольших митингах протеста против изменения системы социального обеспечения, организованных Федерацией независимых профсоюзов в 300 с лишним городах по всей стране.
Считается, что свобода печати, как и другие политические свободы, развивается по нисходящей линии, поскольку власти ужесточают контроль над некоторыми СМИ, например общенациональными телеканалами. Однако Кремль не возражает против более радикальных дискуссий и комментариев на других аренах, особенно в газетах и интернете.
Неудивительно, поэтому, что примерно 70% молодых россиян в ходе одного из недавних опросов ответили утвердительно на вопрос о наличии в стране свободы СМИ. Ведь именно молодое поколение активнее всего пользуется интернетом и другими "альтернативными" источниками информации.
Несомненно, в сегодняшней России существует ярко выраженная авторитарная тенденция. Но есть и оптимистические признаки, указывающие на то, что в стране закладываются основы для формирования зажиточного среднего класса, который может обеспечить будущее развитие России по демократическому пути. Так что не будем пока сбрасывать путинскую Россию со счетов.